Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 27 сентября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/31429/

Доброе сердце отыскали в Северной Пальмире

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.
Фотографии: Сергей МЕТЕЛИЦА.

Премьера "Щелкунчика" - 2002, показанного намедни труппой Юрия Петухова "Хореографические миниатюры" на гастролях в Ярославле, без малого год назад не была такой шумной, как сенсационная шемякинская. Всемирно знаменитый художник в роли сценографа-постановщика, судя по прессе, буквально потряс питерский бомонд неистощимой мрачно-язвительной фантастикой в духе великого немецкого сказочника Гофмана.


Но и спектакль Петухова был с интригой, вызвал восторги и протесты. Новый художественный руководитель театра Леонида Якобсона сработал в духе Мастера. прочитал свежим взглядом великую партитуру, вдоль и поперек зачитанную в том числе и классиками хореографии ХХ столетия от Лопухова и Вайнонена до Баланчина, Ролана Пети и Григоровича. Худрук "Миниатюр" не стал ломиться в открытую дверь, размышляя, к примеру, над тем, как примирить мрачноватого Гофмана с духоподъемным Чайковским. Идя от музыки, Петухов перенес действие из Германии в... Санкт-Петербург, и как раз тех времен, когда Петр Ильич передавал для постановки сочиненную по сценарному плану уже заметно сдавшего семидесятипятилетнего Мариуса Петипа эту последнюю свою балетную партитуру. Так, помолодев лет на сто, сказочник и чудодей Дроссельмейер однажды под Рождество оказался в Северной Пальмире среди виц-мундиров госсоветников и кринолинов их дам. Что привело сюда этого, как мы видим в спектакле, вполне компанейского незнакомца с черным пластырем на глазу, похожего на видавшего виды путешественника-морехода? Как и подобает независимо мыслящему балетмейстеру, ответ на этот вопрос Юрий Петухов искал не в либретто, а в музыке, причем, не столько в нотах, сколько между нот и за ними. Что у Чайковского "за нотами", лучше любого теоретика объяснил он сам: "Там, где не задето сердце, не может быть музыки". В его версии почти нет "ходячих мизансцен" и жестикуляции, кукол и мышей играют актеры, а история первой любви Маши и Принца (в этих партиях лауреат международного конкурса Мария Якшанова и Николай Семенов) рассказана сквозным танцем-действием, его словно устремленной от земли зримой музыкой. Воспитанный на классике, но прошедший как актер и начинающий балетмейстер у своего учителя Николая Боярчикова самую серьезную школу современной хореографии, Петухов именно в ее опыте искал опору, сочиняя новый текст "Щелкунчика". Оттуда, из этого золотого запаса, - и "сломанная" пластика заводных кукол, и веселая, почти цирковая, эксцентрика поз cказочника (артист Юрий Андреев). Оттуда же и "колющие" движения снежинок в их знаменитом вальсе, и летящие полуарабески Маши в ее вариациях, когда она, так и кажется, вот-вот дотянется до своей путеводной звезды и поймает ее в ладонь. По замыслу постановщика его cказочник странствует по миру в поисках доброго сердца. Только оно может вернуть к жизни его несчастного племянника, злыми чарами колдуньи Мышильды превращенного в куклу для колки орехов. В полном согласии не только с Чайковским, но и с Гофманом трагическую предисторию своего любимца Щелкунчика Маша узнает, посмотрев устроенное cказочником кукольное представление. Но все самое важное в этом спектакле - история оживления куклы теплом Машиной любви и преображения ее собственной души - происходит отнюдь не во сне, как в большинстве балетных версий сказки, а наяву. Шедевр стал короче на одно действие, но даже и самым придирчивым экспертам, пожалуй, не удастся упрекнуть театр в небрежном отношении к партитуре. В редакции штатного дирижера "Миниатюр", профессионального композитора Владимира Артемьева оригинал Чайковского сохранен до последней ноты. Ну а те дотошные зрители, кто не обнаружит на своем обычном месте адажио Маши и Принца, отделаются, разве что, легким испугом. Великая мелодия зазвучит в финальном дуэте главных героев - ликующим унисоном их сердец. Чайковский не любил хеппи-эндов. Нет его и в "Щелкунчике". Маша просыпается, Принц исчезает вместе с игрушками. В постановке Петухова герои не расстаются, пока не кончается волшебство музыки. На балу у советника сказочник знакомит Машу со своим племянником, молодым красавцем в вечерней паре, очень похожим на Принца. Но это, господа, - словно старый интриган подмигивает нам под занавес - уже другая история... Ярославские гастроли "Хореографических миниатюр" промелькнули, как сон. Труппа Петухова вновь отправилась в дорогу. Ее маршрут в эти дни: Кострома - Иваново и дальше во Владимир. Балетное турне по городам "Золотого кольца", посвященное предстоящему 100-летию Леонида Якобсона, закончится в начале октября в Нижнем Новгороде. На снимке: сцена из спектакля "Щелкунчик" театра из Санкт-Петербурга "Хореографические миниатюры". Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ. (ИТАР-ТАСС).