Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 08 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/31675/

Тинейджер от Фонвизина

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

11 октября премьерой спектакля "Недоросль" по пьесе Фонвизина открывает сезон театр юного зрителя. Мы встретились с режиссером этого спектакля Станиславом Таюшевым. Станислав Владимирович в ТЮЗе - не чужой человек. С 1985 по 1989 год он был главным режиссером этого театра. В те годы на сцене ТЮЗа с постоянным аншлагом шли такие его спектакли, как "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Мельница счастья" В. Мережко, "Ящерица. Две стрелы" Володина и многие другие.


- Станислав Владимирович, почему на сей раз вы взяли "Недоросля"? Неужели Фонвизин сохранил актуальность? - Вы знаете, мне кажется, сейчас нет надобности ставить актуальные пьесы. Это раньше была такая общая социальная направленность театрального искусства. Мы, гуманитарии, люди искусства, боролись как могли с тоталитарной властью. Когда мы ставили Достоевского, Фонвизина или Гоголя, все равно старались, простите за грубость, вонзить спицу в задницу советской власти. Дескать, смотрите, вот ставим мы Гоголя, а ведь это про сегодняшний день, и до сих пор у нас и взяточничество, и воровство, и так далее. Сейчас эта тенденция из театра ушла. Театр перестал столь явно, напоказ, бороться. - Вас это как режиссера радует? - Я, честно говоря, и в те годы не очень увлекался борьбой. Просто выполнял какие-то свои художественные задумки и задачи. Мне нравились мир того или иного автора, фактура его языка, его герои, и я пытался перенести это на сцену. Вот вы спрашиваете, чем пьеса Фонвизина актуальна. Я просто люблю эту пьесу и давно хотел ее поставить. Еще лет 20 назад, будучи совсем молодым режиссером, начинал ее репетировать, но так сложилась моя жизнь, что не закончил. Уехал работать в другой город, и замысел этот не осуществил. - И целых 20 лет вынашивали эту идею? - Нет, она как-то ушла на задний план. Потом здесь, в Ярославле, будучи главным режиссером этого театра, я опять захотел ее поставить, но произошла та же самая ситуация. Меня сманили в Казань, где я стал главным режиссером Казанского русского большого драматического театра. И опять не осуществилась эта постановка. И когда мне недавно представилась возможность что-нибудь поставить на сцене ТЮЗа, я с удовольствием согласился и предложил "Недоросля". Получилось так, что круг замкнулся: я пришел в этот театр с тем, с чем отсюда когда-то уходил, - с пьесой Фонвизина. Надеюсь (до премьеры остается всего несколько дней), что на сей раз эта постановка будет доведена до конца и дойдет до зрителя. К тому же на премьере "Недоросля" ожидается один сюрприз: это не хрестоматийный Фонвизин, а спектакль со стихами и музыкой современного автора Юлия Кима. - У вас нет опасения, что Юлий Ким перетянет одеяло на свою сторону, перевесит Фонвизина? - Я думаю, все пойдет на пользу. И потом, что значит, Ким перевесит Фонвизина? В 1968 году в Саратов приехал молодой московский режиссер и поставил Фонвизина именно в таком ключе, с музыкой Юлия Кима. Тогда Ким еще не был так известен. Впереди были его замечательные песни к фильмам Марка Захарова, его слава как барда. Это теперь он, как принято говорить, культовая фигура. А тогда он был мало кому известный 30-летний поэт. Для Саратова этот спектакль стал потрясением. Сама идея оживить архаичную старую пьесу интересными музыкальными включениями уже давно прижилась, во всем мире очень популярны мюзиклы на известные классические сюжеты. - Вас не смущает, что вокальные данные некоторых исполнителей, мягко говоря, слабоваты? - Нисколько. У каждого театра есть свой потолок. Театр юного зрителя - это не музыкальный театр, и никто не станет требовать от драматических актеров профессионального вокала. - На какого зрителя вы рассчитываете? Не боитесь, что ваш спектакль станет своеобразным плановым "уроком литературы" и на него будут классами водить детей? - Я и рассчитываю именно на плановые посещения, и именно школьников. Это спектакль о судьбе подростка. Если перевести слово "недоросль" на современный язык, то получится "тинейджер". В зал придут такие же недоросли и, смотря на Митрофана, может быть, посмеются над ним, а, может, и над собой. - Как режиссера, как человека театра вас не оскорбляет сам факт таких плановых посещений спектаклей "из-под палки"? - Идеально было бы, конечно, если бы народ сам шел в театр, покупал билеты по велению души, а не потому, что это надо для галочки. Я рос театральным мальчиком, очень любил театр и по многу раз смотрел один и тот же спектакль. И, наверное, я такой был не один. Признаюсь, не знаю, какой сегодня юный зритель. Последние годы работаю в основном для взрослой публики. - Совсем недавно на сцене Волковского театра состоялась еще одна ваша премьера - "Шестой этаж". Спектакль вызвал весьма критические оценки в околотеатральных кругах. Чем был обоснован выбор этой пьесы? - Это тоже достаточно архаичная пьеса. Мне она показалась очень человечной... А что мы сейчас будем о ней говорить, если этот спектакль уже состоялся, а "Недоросль" еще только на подходе? "Недоросль" - хорошая, на мой взгляд, пьеса, вечная пьеса. Когда мы разговаривали с артистами, я пытался донести до них мысль, что, с одной стороны, это история о любящей матери, которая слепой любовью только портит свое чадо. Знакомая ситуация, не правда ли? С другой стороны, это история о самом недоросле, о его отношениях с родителями и его мировоззрении. Если уж вам так хочется найти современность в этой пьесе, то пожалуйста: эта наша Россия с ее ленью, невежеством, нежеланием чему-то учиться. Многие фразы Фонвизина и сегодня бьют наотмашь. И я надеюсь, что любой зритель, который увидит мой спектакль, почувствует это. - Заглядывая вперед, над чем вы собираетесь работать после "Недоросля"? Не планируете ли осуществить еще какие-нибудь проекты в Ярославле? - Я за последний год уже много поставил здесь: два спектакля в Волковском театре - "Фермозу" и "Шестой этаж", в ТЮЗе - "Недоросля", в Рыбинске - спектакль по Чехову. Считаю, что город и область я уже обслужил. Да и зрителю ярославскому уже, наверное, пора отдохнуть от режиссера Таюшева. Лично для меня встречи и с бывшим моим театром юного зрителя, и с Волковским всегда радостны. Но пора ехать дальше. Я - бродячий режиссер. - А вам не надоел этот статус свободного художника? Не возникало мыслей об "оседлости"? - Желание такое, что греха таить, иногда появляется. Но оно очень уж теоретическое. В профессии бродячего режиссера есть свое преимущество. Последние восемь лет я езжу из города в город, встречаюсь каждый раз с новым коллективом. Для меня это интереснее, чем сидеть на одном и том же месте. Иногда подумаю: эх, пора бы уже осесть да присмотреть себе симпатичный театрик. А практически мне это сделать достаточно трудно. - Куда вы направитесь из Ярославля? - Поеду в Астрахань. Там у меня уже есть в заделе спектакль - "Женитьба" Гоголя. Теперь я возвращаюсь туда для завершения этой работы. Есть еще некоторые проекты: в Астрахани предлагают подумать о втором спектакле, потом, может быть, Новосибирск. Посмотрим. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.