Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 октября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/31990/

Страшен соблазн сотворить добро

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Гость ярославского Волковского фестиваля, достигшего в эти дни своего апогея, - Тульский театр драмы подарил на память его устроителям красивый фирменный самовар с секретом: он угольный и электрический одновременно. С фирменным секретом (и даже не одним) оказался и сыгранный туляками в Ярославле спектакль "Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг".


Антимилитаристский трагифарс Б. Брехта они прочитали как романтическую притчу. О чем? Да о том, что и в злой бессмыслице жизненного уклада войны и мятежа, когда у кого сабля в руке, тот и прав и, по словам автора, "страшен соблазн сотворить добро", людям, что бы ни стряслось, надлежит оставаться людьми. Эта столь нехитрая на вид и вполне духоподъемная мораль отнюдь не преподносится в постановке туляков, полной истинно кавказского кипения страстей, на блюдечке с голубой каемочкой. Подобно очертаниям горных вершин над облаками на заднике сценографа Бориса Энтина, сквозь слезоточивый дым беды, то и дело застилающий подмостки, проступает эта мораль, нарастая, и в самой интриге со спасением княжеской посудомойкой Груше (актриса Мария Попова) младенца, брошенного ее госпожой-беглянкой, в песнях-зонгах Груше и Певца от автора (Леонид Шапошников), написанных на стихи Брехта композитором Алексеем Черным. Вослед великому драматургу поочередно повергая зал то в жар, то в холод, постановщик спектакля Александр Попов разрешает интригу строго по законам сценического гротеска, неподражаемым мастером которого был Бертольд Брехт. "Разноименно заряженные" начала сошлись, осветив спектакль яркой вспышкой - в образе пьянчужки-писаря Аздака, избранного народом после войны неким генеральным судьей. Зажигательное шутовство сего грешного праведника (артист Михаил Матвеев) оборачивается... высшей справедливостью. Вопреки древней восточной притче о меловом круге - споре двух женщин за право называться матерью ребенка, Аздак не на шутку озадачил, и особенно прекрасную половину зрительного зала. Он царственным жестом отдает мальчишку не победительнице в перетягивании его из круга, не той, что родила его, а потом бросила, а ее сопернице Груше - тому человеку, кто спас дите в лихие времена, рискуя собственной жизнью. Театр вдохновенно подыграл автору своей концовкой. Финальная реплика пьесы "Кавказский меловой круг" в одну строчку - "Пойдем потанцуем" - обернулась у потомков легендарного умельца Левши пятиминутной удалой лезгинкой во славу жизни и справедливости. Вчера на семинаре театральных рецензентов после доклада проректора Ярославского театрального института, кандидата культурологии Ирины Азеевой "Театр Бертольда Брехта" постановка Попова была досконально проанализирована.