Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 16 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/3222/

Мологские иконы понравились Путину

рубрика: Культура
Автор: Марина МОРОЗОВА

В год своего девяностопятилетия Рыбинский музей­заповедник в очередной раз привлек внимание столичных ценителей искусства и истории. Живопись из собраний музея уже выставлялась в Государ­ственной Третьяковской галерее и музейно­выставочном комплексе Московской школы акварели Сергея Андрияки. Как мы уже сообщали, в январе – марте 2006 года сто ценнейших произведений иконописи из уникального собрания памятников древнерусской живописи музея­заповедника были представлены на выставке в музейно­выставочном комплексе «Галерея искусств Зураба Церетели».


Большинство из них датируется XVIII – XIX столетиями, временем экономического и культурного расцвета Рыбинска, когда Рыбная слобода получила статус города (1777 год), став крупным портом и «столицей бурлаков». В собрание вошли коллекции икон из усадеб Мусиных­Пушкиных, Михалковых, Тишининых, монастырские иконы из Югской обители под Рыбинском. Главная ценность рыбинской коллекции, по мнению специалистов, в том, что она многогранно представляет позднюю икону – исключительное явление для музейного коллекционирования советского времени. Отличительное свой­ство рыбинского собрания – преобладание Богородичных образов. Среди них есть списки и с общерусских святынь – Тихвинской, Казанской, Знамения, Владимирской, и с местночтимых чудотворных икон. Многие иконы были отреставрированы удивительным художником­реставратором Екатериной Расторгуевой.

За два месяца рыбинскую экспозицию в «Галерее искусств Зураба Церетели» увидели более шести тысяч посетителей, и среди них – Владимир Путин. Особое внимание Президента России привлекли две иконы: Толгская икона Божией Матери – список с чудотворной иконы XVIII века, выполненный священником ярослав­ской церкви Димитрия Солун­ского Иоанном Андреевым, и «Чудо о милосердном самарянине». Эта икона вместе с пятью другими поступила в Рыбинский музей­заповедник в 1936 году из маленькой кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, построенной более 200 лет назад на мологской земле. Мологские иконы совершенно не типичны для традиционной иконописи, но и через сотни лет особая выразительность, «наивная» эмоциональность мастеров, их создававших, притягивает магнитом ценителей древнего искусства.

Сам Церетели не преминул высоко оценить художественные достоинства уникального рыбинского собрания. Заметил лишь с «церетелевских» высот их небольшой размер. В музее­заповеднике и не сомневаются – мал золотник, да дорог. Больших – храмовых икон здесь немного. Впрочем, пятьдесят полотен из сотни вернувшихся из столицы в начале мая выставлены в Рыбинске, в залах музея. Выставка собрания икон продлится до середины августа.