Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 02 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/32512/

Ничего, кроме правды

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Если вдумчивый читатель заглянет в энциклопедический словарь, то напротив слова «водевиль» он прочтет следующие комментарии: «От французского vau de Vire – долина реки Вир в Нормандии, где в XV веке были распространены народные песенки-водевиры. Вид «комедии положений» с песнями-куплетами и танцами. Расцвет русского водевиля приходится на 1820 – 1840-е годы –


А. Шаховской, Д. Ленский, П. Каратыгин, Ф. Кони, Н. Некрасов. Классиками жанра являются Э. Скриб и Э. Лабиш». Вы вправе спросить, к чему эти подробности? Ну, водевиль, и дальше что? А то, что возродить этот забытый жанр – безумно сложный, заметим, для современного актера – решил на малой сцене Театра юного зрителя молодой режиссер Александр Перфилов. Это его дебют в режиссерской ипостаси, но зритель, безусловно, знает и любит Александра Перфилова-актера – он состоит в труппе ТЮЗа уже около десяти лет. Сегодня в театре премьера классического французского водевиля «Мизантроп» Эжена Лабиша. Первое впечатление, когда заходишь в зрительный зал, – ты ошибся дверью. Черная одежда сцены, одинокий стул, яркое пятно триколора – ни российский, ни французский флаг, но ассоциации вполне конкретные. Все. Декораций больше нет. Однако с первыми музыкальными тактами на небольшой сценической площадке начинается такая суета, что с трудом веришь своим глазам – на сцене лишь два актера: Мизантроп собственной персоной (актер Валерий Морозов)и его служанка Брюнетта (актриса Евгения Засулина). Ассоциации уже совсем иные – много шума из ничего, все – жест, мимика, мизансцена – утрировано, как в бразильском сериале. Суть пьесы в принципе незамысловата: мизантроп, думающий, что он ненавидит ложь, случайно встречает человека, говорящего всегда правду и только правду (актер Иван Баранов) и нанимает последнего на работу, дабы тот разоблачал обманщиков, отирающихся вокруг персоны хозяина. Но радость его от обретения столь ценного кадра преждевременна: буквально сразу же возникает ситуация, когда маленькая, невинная ложь необходима мизантропу как воздух. Ан нет, не тут-то было. Согласно заключенному договору бывший водовоз продолжает рубить правду-матку в глаза. И оказывается, что она, правда, не всегда удобна. Но венчает все, безусловно, happy end, ибо и правдолюбу, в своих же интересах, пришлось вступить на скользкий путь обмана. Именно об этих вечных истинах – Правде и Лжи – и сделал свой первый спектакль режиссер Александр Перфилов. Артисты поставлены режиссером в достаточно сложные условия – в таком минимуме декораций зрителю как на ладошке видны все актерские находки и, увы, огрехи. На мой взгляд, весьма сомнительной удачей можно считать музыкальные номера. Понимаю, это не музыкальный театр, и требовать классического вокала от драматического актера нет смысла, но коль уж взялся за гуж... – Нет, – спорит со мной режиссер, – эти артисты могут петь, но дело тут в ином: вокал-то в водевиле, собственно, и не нужен. Это, скорее, речитатив, куплеты, призванные оттенить драматические коллизии пьесы. Пусть так. А как быть с танцевальными номерами? То ли актеры работают в «полноги», то ли хореограф задумал танцы как явное, шитое белыми нитками любительство. Вот эти два «недо» – недопел, недотанцевал – хоть и незначительно, но смазывают впечатление от ярких – драматических, уточню, актерских работ. Спектакль получился шумный, гротесковый, с массой забавных актерских и режиссерских находок. Но отдохнуть и сердцем, и душой на этом спектакле, на мой взгляд, вряд ли удастся.