Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 06 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/33440/

Наталья Карпунина: "Я не умею себя предлагать"

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Впервые за всю историю театральной жизни города в постоянной репертуарной афише камерного театра – не путать с антрепризой и гастролями! – занята актриса Московского театра сатиры Наталья Карпунина. Завсегдатаи театральных премьер уже смогли познакомиться с нею поближе – в спектакле «Любо?.. Дорого!», поставленном по произведениям французских драматургов, она играет главную роль в пьесе «Счастливого рождества!». Сегодня Наталья КАРПУНИНА – наш собеседник.


– Как вам играется на чужой сценической площадке? – Отлично! Очень нравится. Несмотря на то, что Театр сатиры рассчитан на 1200 мест, а здесь, в камерном, всего 100, ощущение такое, что я уже играла в таких залах. Конечно, в первый, премьерный для меня день я очень нервничала, и, возможно, из-за близости к зрителю ему были видны какие-то мои ошибки, но разности в ощущениях – играешь ты в Театре сатиры или в камерном театре – абсолютно никакой нет. – Как вас приняла труппа? – Коллектив вообще замечательный. Я здесь отдыхаю душой. Нет, в Сатире тоже хорошие ребята, но такого директора, как Юрий Ваксман, у нас точно нет. Любой вопрос, малейшее желание – все решается и выполняется. Это не директор, а золотая рыбка. – Вы были знакомы до этой совместной работы? – Только с Владимиром Гусевым, но это были дружеские, тусовочные отношения. Много лет назад, когда я училась в Щукинском театральном училище, мой будущий муж учился в Ярославле, на параллельных курсах с Володей. – Как получилось, что именно вам предложили сыграть эту роль в спектакле «Любо?.. Дорого!»? – Летом я приезжала в отпуск с ребенком, останавливалась у ребят. Естественно, зашел разговор: скоро открытие сезона, а тут такая проблема – нет актрисы, не посоветуешь ли кого? Разговор был совершенно безличностный. Когда некоторое время спустя раздался звонок и эту роль предложили именно мне, я просто не представляла, как это возможно физически. Но, очевидно, звезды благоприятствовали: составляя репертуар на ноябрь, директор так распланировал спектакли, что именно в эти дни я была свободна от работы в Москве. – Сколько времени потребовал ваш срочный ввод? – Десять репетиций. – Это нормальные сроки? – Во-первых, это все-таки одноактовка и на площадке, как правило, один-два партнера. За десять репетиций успеваешь сориентироваться. Хотя, с другой стороны, я участвую в антрепризе у Ольги Аросевой, так там я вводилась вообще без репетиций. Для актера это стандартная ситуация: если тебе надо, будь любезен сделать все возможное и невозможное. – Вы уже отыграли несколько спектаклей. Роль вас не разочаровала? – Были и до сих пор остаются какие-то непонятные для меня вещи, перед каждым спектаклем мы с партнерами их проговариваем. Есть такой актерский термин – «роль не катит», это как раз та самая ситуация. Но надеюсь, что со временем я обживу этот образ. – Наверное, непросто совмещать два места работы, учитывая, что театры находятся в разных городах? – Достаточно напряженный график, но, честно, я думала, что будет хуже. В четверг я играю в Москве, утром в пятницу приезжаю в Ярославль, вечером и в субботу – спектакли, воскресное утро я провожу в электричке, а вечером уже выхожу на сцену Театра сатиры. – Почему вы согласились на это предложение? Не хватает работы в Москве? Охватила охота к перемене мест? – Сначала просто захотелось помочь знакомым, потом стало интересно. Здесь в театре совершенно другие отношения. Благодаря работе в камерном я смогла по-новому взглянуть на свою работу в Сатире. – А как вы оцениваете уровень профессионализма ярославских актеров? Ведь вам приходится работать в Москве на одной площадке с театральными звездами первой величины. – Я не беру на себя смелость судить о профессионализме того или иного актера. Но разницы – столичный актер или провинциальный – не заметила. Более того, у нас в театре нет такого блестящего актера, как Владимир Гусев. Все ребята работают на сцене просто замечательно. Наоборот, я чувствую, что чего-то не додаю своей роли. Поэтому и начинаю копаться в себе. – Удалось ли что-нибудь посмотреть в качестве зрителя? – К сожалению, пока нет. Вы же видите, какой у меня график! Но я надеюсь, что в ближайшее время удастся выкроить время. – Насколько вы заняты в репертуаре Театра сатиры? – Я играю 10 – 11 спектаклей в месяц, это очень много для Москвы. И это главные роли, а не «кушать подано». Нельзя сказать, что эти роли меня не устраивают, но я играю их уже по 5 – 10 лет, я выросла из этих ролей возрастно, временно, объективно. А премьер в театре у нас пока нет. – Что это за роли? – Лидия в «Бешеных деньгах», Катарина в «Укрощении строптивой», Глория в «Дорогой Памеле»... – Вы не снимаетесь в кино, не работаете в сериалах на телевидении. Нет приглашений или нет желания? Ведь согласитесь, что это совсем иной уровень популярности, более широкий. – У меня как-то не складываются отношения ни с кино, ни с телевидением. И это при том, что очень многие знакомые режиссеры работают именно в этой сфере. Наверное, это знак свыше. С другой стороны, то, что я вижу на экранах, мне неинтересно, я не хотела бы в этом участвовать. И я считаю, что нужно делать то, что умеешь. Я – театральная актриса. – Но именно актеров кино и сериалов узнают на улицах. Вы не страдаете от отсутствия этой популярности? – Абсолютно. Больше страдаю, когда меня начинают пинать знакомые: что ты сидишь в своем театре, надо что-то искать, надо себя предлагать. Но я не умею себя предлагать, не хожу ни на просмотры, ни на кастинги. – Как складывалась ваша актерская судьба? – Художественный руководитель нашего курса принципиально не занимался нашим устройством по театрам. Когда оказалось, что время учебы уже закончилось, я была не готова к тому, чтобы выгодно себя преподнести. У меня не было даже выигрышных отрывков для показа. Пришла на просмотр в Театр сатиры с отрывком из «Алисы в стране чудес». Его ставил Александр Кайдановский. По типажу я – героиня, а здесь играла черепаху. Представляете, молодая девушка, задрапированная с головы до ног в махровый халат, на ногах – ласты, на голове – резиновая шапочка, да еще по замыслу режиссера все время сидит в корзине и при этом претендует на амплуа героини? Я только сейчас поняла, почему меня тогда категорически отвергли. Но, с другой стороны, несколько лет я играла в разных студиях, самая заметная из которых была при «Современнике-2» Михаила Ефремова. Это меня очень раскрепостило. В те годы у всех актеров, поступивших в труппу какого-нибудь театра, была одна мысль – как бы удержаться. А я была начисто лишена этих страхов. – Но ваш роман с Театром сатиры все-таки состоялся? – Я дождалась, что меня туда пригласили. В то время на меня просто посыпались очень выгодные роли. В Сатире Валентин Плучек ставил спектакль «Идеальный муж», и у него не было героини. С тех пор прошло уже 11 лет. – Есть ли возможность быть в курсе театральных столичных новинок? – Не так часто удается, как хотелось бы. В последние годы мне очень нравятся постановки Константина Райкина в «Сатириконе». Давно мечтаю попасть в «Театр Луны» к Проханову. – С кем из театральных звезд вам хотелось бы поработать на одной площадке? – Честно? С Володей Гусевым. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.


Комментарии