Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 10 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/33550/

Кролик по имени Глюк

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

"Дыра - это нора. Нора - это Кролик. А Кролик - это подходящая компания",- так размышлял Винни Пух, рассчитывая бесплатно подкрепиться.


В том, что Кролик - это подходящая компания, уверен и художник Владимир Ключников, чья выставка с загадочным названием "В поисках Лири" открылась на днях в галерее современного искусства "Алле,Я". Но Кролик Кролику - рознь, и ключниковский Кролик предложит незваному гостю отнюдь не горшочек меда, а путешествие в виртуальную реальность. Из нескольких десятков полотен, представленных на выставке, лишь два "одушевлены" реальными персонажами: это вышеупомянутый Кролик , убегающий от зрителя так, что только пятки сверкают да фалды сюртука развеваются в закрученную спиралью бесконечность, да Алиса, осторожно заглядывающая в дыру (она же - нора, она же - Кролик, она же... далее по тексту). Впрочем, есть еще картинка с симпатичными поганками-мухоморами. Эти грибы тоже напрямую связаны с сюжетной линией вернисажа. Напомним, что выставка называется "В поисках Лири", а Тимоти Лири - это известный американский ученый, доктор психологии, преподаватель Гарвардского университета, проводивший наблюдения потенциальных возможностей психоделических препаратов (изменяющих сознание галлюциногенных наркотиков). Вот они откуда, мухоморчики-поганочки наши, как предвестники последующих за их вкушением "глюков". Остальные полотна на первый взгляд производят очень забавное впечатление - тщательно прорисованные разноцветные круги, спирали, восьмерки, составленные из тысячи тысяч крошечных точечек. Веселенький орнамент для ситчика, одним словом. Но это только первое впечатление. Зритель вдумчивый, особенно зритель, знакомый с творчеством Лири, непременно увидит эти орнаменты в ином ракурсе. Это вариант ухода из мира реального в мир ирреального, виртуального пространства, возможность отстранить от себя навязанные десятилетиями догмы восприятия, шанс освободить глаз от унаследованных привычек. Эдакие медитативные, релаксирующие картинки. А если для полноты ощущений и музыку соответствующую подобрать (рекомендую компьютерные изыски Жан Мишель Жара), то и вовсе без всяких мухоморчиков можно "отъехать" в мир иной. Владимир Ключников пишет в технике "пуантализма", открытой миру в свое время пост-импрессионистом Жоржем Сера: вместо привычного мазка пространство полотна заполняется тысячами крошечных точечек. Много точие, так сказать. Владимир Ключников - представитель творческого тандема "Новые визионеры". Вторая половина дуэта - Евгений Валенцов - личность полумифическая: все знают о том, что он существует, но воочию его никто, кроме собрата по творчеству, не видел. "Евгений Валенцов больше похож на миф группы, экстремальный спортсмен, согласный тем не менее играть роль гуру. Владимир Ключников блуждающий путешественник, не пророк, но получивший дар видения и запрет на слово. Художник словно бредет по эпохам, избирательно изучая лишь знаковые системы, - так охарактеризовала "Новых визионеров" искусствовед Ирина Реховских. Меня же, как человека практичного, больше всего интересовало иное: в здравом уме и трезвой памяти творил эти полотна последователь Лири, или мухоморчики все-таки имели место быть? "А вы попробуйте "под кайфом" нарисовать такое множество точечек, я посмотрел бы", - мрачно прокомментировал герой вернисажа. Пробовать не стала, но прикинула в уме - это невозможно. И одна маленькая деталь напоследок: около каждого полотна на полу россыпь цветных конфетти. Как будто картины начали осыпаться от времени. А может, это тот самый неведомый ключ для перехода в загадочный мир Тимоти Лири? Фото Вячеслава ЮРАСОВА.


Комментарии