Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 24 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/33904/

"Я до сих пор танцию во сне..."

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Четверть века - на сцене. Шестнадцать из них отдано театру юного зрителя. Более пятидесяти сыгранных ролей. Областная премия имени Федора Волкова за заслуги в области развития театрального искусства.


За этими, безусловно, значимыми, но сухими цифрами и фактами стоит нелегкая творческая жизнь удивительно нежной и ранимой, по-детски открытой и бесшабашно доверчивой замечательной актрисы Ирины Капраловой. - У Макаревича был такой шлягер: "Ты помнишь, как все начиналось..." А вы помните? - Все начиналось как у всех - в возрасте шести лет мама отдала меня в балетную школу. И целых восемь лет я бредила миром балета... - Но тогда логичнее было бы мечтать о карьере Плисецкой и о Большом театре... - Так все и было. Я поехала поступать в Днепропетровское хореографическое училище и... с успехом провалилась. - Первая серьезная неудача не отвратила от искусства? - Нет, я пошла в другой самодеятельный коллектив - где поют. У нас был ансамбль "Олеся", шесть девчушек. Мы много выступали. И вот однажды мне предложили заменить заболевшего конферансье. Мне так это понравилось, что я тут же решила стать актрисой. Специально разучивала эстрадные миниатюрки, фельетоны, приходилось много импровизировать на ходу... - Позвольте угадать дальнейшие события... Поехали поступать в театральное училище и были тут же приняты? - Я действительно отправилась поступать в Киевский институт театрального искусства - и снова неудача, потому что весь репертуар был у меня на русском языке, а надо на украинском. Хотя я прекрасно знала "ридну мову" - училась в украинской школе, но за три дня подготовить достойный репертуар не смогла. И все же не сдалась. В Киеве было много разных студий, и я поступила в студию при театре оперетты, которую через два года окончила. Получила распределение в Кривой Рог, отработала там положенные три года и поехала дальше искать счастья. - И где его нашли? - Не так сразу. Мне предложили поехать в Сургут, там планировали открыть молодежный театр. Приехала, а его открывать раздумали. Прокантовались полгода, поставили два спектакля... В трудовой книжке у меня было записано, что я распределитель работ 6-го разряда на какой-то буровой. Нас там называли "подснежниками"... Зато в Сургуте познакомилась с Сергеем Розовым (первый главный режиссер ТЮЗа. - Авт.). Он как раз набирал курс в Ярославле для ТЮЗа, и его жена предложила мне поступить снова учиться. Так я оказалась в Ярославле в театральном училище, а впоследствии - в ТЮЗе. Правда, когда закончила училище, главным режиссером в ТЮЗе был уже Станислав Таюшев, и он меня категорически в труппу не принял: "Вы что, хотите играть в третьем составе? Попробуйте поискать место в другом театре, в другом городе". Но у меня уже была семья, и я согласилась на должность помощника режиссера... - Я не поняла, когда про счастье будет рассказ. - Уже подступаем к этому моменту. Спустя три года, 1 апреля, Александр Кузин вызвал меня в кабинет и спросил: "Как вы смотрите на то, чтобы вас перевести в актрисы?" Как я смотрю?! Положительно, конечно. Так первоапрельская "шутка" и стала моим счастьем. - Никогда не жалели о выбранном пути? - Я считаю, что это моя судьба. Для того чтобы действительно добиться чего-то стоящего, надо пройти через многое. Я никогда не ропщу, хотя, конечно, как все, расстраиваюсь, когда что-то складывается не так, как хотелось бы. Но выстраданные роли дорогого стоят. - Провинциальной актрисе, как правило, трудно войти в мир кино, телевидения. Когда смотрите фильмы, сериалы, примеряете какие-то роли на себя? - Конечно, почему нет? Давно мечтаю сыграть Марию Стюарт. Это настолько моя роль! - А вам не кажется, что Мария Стюарт - это репертуар более взрослого театра? ТЮЗ - это Пеппи - Длинный Чулок, Пятачок, Мальвина, Фея из "Золушки"... Эти роли, кстати, были сыграны вами в свое время, и сыграны блестяще. - Во-первых, в репертуаре ТЮЗа есть много спектаклей, рассчитанных на взрослого зрителя. А, во-вторых, когда-то я хотела устроиться в театр имени Волкова, но там были тогда разброд и шатания, и я осталась дома, то есть в ТЮЗе. - Вы считаете себя здесь полностью востребованной и реализованной? - В общем-то да. Хотя даже актеру, который занят во всех спектаклях, все равно чего-то не хватает. Такова наша судьба. - Вы попадали в ситуацию, когда режиссер вам говорил: будешь играть эту роль или вообще не будешь работать в этом спектакле? А роль - ну совсем не нравится... Приходилось себя ломать? - Вопрос ребром не стоял, но ситуации были всякие. Например, в спектакле "На дне" я очень хотела играть Василису, но Александр Сергеевич настоял на том, чтобы я играла Настю. Он меня переубедил, и я очень ему благодарна за это. Были роли и не очень любимые. Это Магдалена в "Ревнивой к себе самой" Тирсо де Молины. Что-то там я не могла додать своей героине, а значит, и зрителю. Но такие ситуации - редкость. В основном все свои роли я очень люблю. - А какая из сыгранных самая любимая? - Анна в "Быть или не быть?" по пьесе Гибсона. Она осталась большой печатью в моем сердце и моей судьбе. - На одном из спектаклей чуть не произошла трагедия... - Да, там есть сцена, в которой я держу за руку маленькую девочку, ребенка одного из актеров, по спектаклю - мою дочь. А на нас из-за кулис вдруг падает огромный кусок декораций, не убранный монтировщиками. Я даже не успела сообразить, что случилось. Послышался треск, посыпалась какая-то пыль, и, едва не задев нас, упала эта декорация, пробив сцену! Зал ахнул, тишина мертвая. Мы не дрогнули. Алиса мне говорит по роли: "Мама, пошли домой", затемнение, мы ушли за кулисы. Пришла в себя, когда актеры, окружившие нас, пытались у меня отобрать Алису: я так в нее вцепилась, что не могла разжать рук. Расцепляли пальцы по одному. Кузин мне говорит: "Все-все, успокойся! На сцене ты не умрешь!" Когда вышли на поклон - это была финальная сцена, - что в зале творилось, не описать! А на спектакле был муж с друзьями. Приходит он ко мне в гримерку после всего этого. Меня трясет, отойти от шока не могу, все вокруг обсуждают, как летело да кто виноват. А он мне с порога заявляет: "Ну сколько раз тебе можно говорить? В каске по сцене ходить нужно, в каске!" И тут все расхохотались, и меня отпустило... - А в смешные ситуации на сцене попадали? - В спектакле "Пеппи - Длинный Чулок" я играла Анику, а моя подруга актриса Наталья Метелица - противную, горбатую, усатую старуху, которая все время цеплялась к Пеппи. И вот стоя в кулисах, жду выхода, а актеры, вываливаясь со сцены буквально на четвереньках от хохота, мне говорят: "Ты видела у Метелицы усы?" "Усы как усы, - отвечаю, - не первый спектакль играем". Выхожу, всматриваюсь... и тут же складываюсь пополам от дикого смеха. У нее гримерным карандашом вместо усов очень неприличные слова написаны. Издалека - обычные усы, но вблизи... Проржали весь спектакль, как отыграли - не представляю. Много разных забавных ситуаций было: то волк в спектакле "Считаю до пяти" на выездных гастролях противогаз наденет вместо маски, то зайцу в том же спектакле незаметно два хвоста прицепят. - Cами склонны к розыгрышам? - Фантазии не хватает. Раскалываюсь в таких ситуациях мгновенно - просто катастрофа какая-то. - В свое время ваша мама мечтала видеть вас на сцене. А вы не хотели бы увидеть актерское продолжение в своем сыне? - Сын заканчивает одиннадцатый класс, он математик, компьютер - его главная страсть. Раньше ходил на спектакли, сейчас практически нет. Был момент, когда я присматривалась к нему в детстве - то подъем проверю, то растяжку, в танцы его отдала. Но не сложилось. - Значит, все-таки именно балет остался нереализованным в вашей жизни? - Да, мне даже снится по ночам, что я танцую. Что у меня шаг огромный, что я невесомо парю в прыжке над сценой, что кручу 32 фуэте... Просыпаюсь, и увы... - А какую партию вы танцуете во сне? - Одетту... Хотя не отказалась бы и от Кармен. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.