Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 марта 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/34817/

Семьдесят жизней Валерия Сергеева

рубрика: Культура
Автор: Сергея МЕТЕЛИЦЫ.

В марте заслуженный артист России,


директор театра драмы им. Ф. Г. Волкова Валерий Сергеев отметит юбилей – 30 лет своего служения первому русскому театру. Начиналась творческая биография классически: шестнадцатилетний мальчик с Сахалина приехал завоевывать музыкальную Москву. Поступать хотел в Гнесинский, заготовив для экзамена песню «Последняя электричка». Но петь ее не пришлось – услышав голоса и репертуар абитуриентов, все понял. Оставшихся денег не хватило бы даже на обратный билет, да и возвращаться ни с чем домой не хотелось. Искал в Москве какую-нибудь заводскую театральную студию, но случайно узнал, что в Ярославском театральном училище набор еще не начинался, и поехал в совсем незнакомый город. – Недавно увидел список ролей, которые здесь сыграл. Их больше 70. Те режиссеры, у которых я играл, – слава Волковского театра – Шишигин, Кузьмин, Дроздов. Иногда в сезон у меня было по три главные роли. Об этом мечтает любой актер. – Как случилось, что после окончания училища вы остались работать в Волковском театре? – Я тогда и не мечтал, что попаду в Волковский. Фирс вызвал меня к себе после получения диплома. Первое, что он спросил: «Куда ты едешь?» Я ответил, что в Горький, распределение уже получил. Он сказал: «Поверь мне, Волковский лучше. Если я разговариваю не с мальчиком, но мужем, то садись и пиши заявление. Нам нужен сейчас такой артист». – Какими были первые роли? – Я сразу получил замечательные роли в спектаклях «Валентин и Валентина», «Тревожный месяц вересень», у Шишигина в «Ожидании» и «В этом милом старом доме». 14 лет с удовольствием играл Ивана-дурака в «Коньке-Горбунке». Этот спектакль был особенным, его играли и по вечерам, для взрослых. – Какой период творче-ской жизни в театре был для вас самым значимым? – Это время, когда главным режиссером был Кузьмин. Он поставил «Материнское поле» и «Соловьиную ночь». На «Соловьиной ночи» рыдал весь зал, мы тогда получили премию Ленинского комсомола, ездили на гастроли в Венгрию и Польшу. – Как играли в то время комсомольцев и всяких передовиков – с фигой в кармане или с полной верой? – Те пьесы, которые здесь ставили, были и в то время о человеке, о его душе. Спектакли Рощина, Розова было приятно играть. А вера, конечно, была. Мы верили, что живем в обществе, где человек человеку – друг, товарищ и брат. Мне было не стыдно играть в этих спектаклях. Мы работали легко, заводно. Сейчас этого нет, с годами приходит мудрость, но уходит кураж. Вот там и было лучшее, там, где был кураж. – Стены Волковского помнят немало конфликтов. Можно ли, вступая в спор, ссорясь с коллегами и режиссером в творческом процессе, сохранить добрые отношения в жизни? – Я никогда не забуду, как ссорились на репетициях Солопов и Шишигин. В Левку Бутенина, который говорил Фирсу все, что думал, летели пепельницы. Попади – убил бы. Но талантливых людей уважали и любили, несмотря на их трудный характер. – А отношение к профессии с возрастом меняется? – Нашу профессию считают заразной. Человек, раз попавший в атмосферу театра, остается там навсегда. Даже если что-то не получается, будет тянуть, еще раз пробовать – вдруг получится. А дети наши? Они вокруг да около покрутились – и все пришли в театр. Мы самозабвенно учились. Вместе с нашим педагогом Давыдовым буквально жили в училище, делали по 30 эпизодов до часу ночи. – Сейчас эта одержимость есть у современных студентов? – Что-то утрачено. Старые актеры готовы были работать сутками, не замечая усталости. Теперь стали рациональнее. Раньше и конкурс был 200 человек на место, а в Москве – до 500. Сейчас – 10 человек, это не конкурс. – Совмещать директорскую должность с актерской профессией сложно? Не возникает мысль отказаться от сцены? – Нет. Я сначала артист. Я так и поставил вопрос, когда мне предложили везти воз директорства. Для меня это было неожиданно, я наотрез отказывался, но ситуация, которая тогда сложилась в театре, вынудила меня лечь на эту амбразуру. Не думал, что столько лет на ней про-веду. – Ну, амбразура сузилась за эти годы? – Сузилась. Но статус театра не позволяет расслабиться. Театр съездил во многие европейские страны, показав 8 лучших спектаклей. Ремонт какой сделали, организовали фестиваль... Сейчас пришел к выводу, что руководить театром должен только тот, кто им воспитан, – актер или режиссер. – Прожив столько жизней на сцене и 30 лет в театре, какие человеческие качества вы отметили бы как очень важные? – Порядочность, искренность и готовность понять другого человека. Фото