Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 06 марта 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/34846/

Чужой среди чужих

рубрика: Культура
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

В 1996 году на киностудии «Казахфильм» вышла картина «Шанхай» режиссера Александра Баранова. В ней были показаны судьбы людей, которых ветер перестройки согнал с обжитых мест. Владимира Трапезникова, художника-постановщика


этого фильма, постигла та же участь, что и героев «Шанхая»... В кино Владимир Трапезников пришел, будучи студентом последнего курса художественно-графического факультета Казахского пединститута. Его пригласил поработать ассистентом художник-постановщик киностудии «Казахфильм» Павел Зальцман, который был изве-стен в кинематографическом мире как ученик знаменитого Павла Филонова. Волшебный мир кино увлек будущего преподавателя рисования настолько, что после окончания института он махнул в столицу постигать мастерство художника, создающего живые картины на экране. Окончив с отличием ВГИК, Трапезников вернулся на «Казахфильм». Здесь он прошел все ступени – от ассистента до художника-постановщика игрового кино высшей категории. За его плечами более двадцати фильмов. Ему довелось работать с такими известными режиссерами, как Эрмек Шинарбаев, Георгий Данелия, Сергей Бодров-старший, Александр Баранов, Иван Дыховичный, Вадим Дербенев. Работу над эскизами к фильму Тарковского «Сардар» прервала смерть режиссера. Многие фильмы с участием Трапезникова были удостоены наград, в том числе международных. Между тем братская союзная республика постепенно превращалась в ближнее зарубежье. Жить и работать становилось все сложнее и сложнее. В 1994 году семья Трапезниковых приехала в Ростов, поселившись в частном доме на берегу озера Неро. Надо было начинать жизнь заново в красивом, но все-таки чужом городе, среди незнакомых людей. Утверждать себя как художник Трапезников начал с малого: с оформления музея ремонтного завода. На предприятии оказалась хорошая кузница. И Трапезников решил научить местных кузнецов ковать художественные изделия. Владимир – ас во многом, ведь кинохудожник – это живописец, плотник, токарь, кузнец и садовник в одном лице. Работая над фильмом «Сказка о прекрасной Айсулу», Трапезникову пришлось делать своими руками кувшины, сосуды для омовения, восточные самовары практически из металлолома. Потом эта утварь обошла многие фильмы. А первой работой заводских кузнецов стала реставрация Святых ворот в Ростовском кремле. Затем была сделана маковка для часовенки в Успенском соборе. Став в 1997 году главным художником города, Трапезников решил привести в божеский вид окрашенные сплошной охрой дома в центре Ростова. Для этого он пригласил из Ярославля студентов архитектурного факультета техуниверситета, и вскоре Ленинская улица предстала перед горожанами в новой цветовой гамме. Следующим шагом было приведение в соответствие с архитектурным стилем начала прошлого века вывесок магазинов и рекламы. В это же время Трапезников возобновил работу в кино: сначала с перебравшимся в Москву режиссером А. Барановым в фильме «Новогодняя история», затем с В. Дербеневым работал над сериалом «На углу у Патриарших». На съемочных площадках всякое случается. Бывает так, что и художник-постановщик становится актером. Так, в фильме «Фортуна» Г. Данелии герой, которого играл В. Кикабидзе, должен был тонуть в Волге. Видимо, знаменитый артист не решился на столь отчаянный шаг. Вместо Кикабидзе «тонуть» попросили Трапезникова, и он «с успехом» справился с этой ролью. Последняя работа Трапезникова – фильм «Копейка» И. Дыховичного. Известный режис-сер решил проследить историю нашей страны весьма оригинальным способом – на примере одной вещи, выбрав для этого первую модель «Жигулей», ласково прозванную в народе «копейкой». В общей сложности Трапезников сделал к этому фильму 103 декорации. Причем, чтобы сэкономить средства, сконструировал некий «трансформер», который легко превращался в любую декорацию. Работой Трапезникова Дыховичный остался доволен: по замыслу режиссера художнику удалось создать в фильме атмосферу полуреальности-полусна. Живопись – еще одна грань творчества Владимира Трапезникова. Его работы отличаются тонкостью письма, умением владеть цветом. Художник использует так называемый метод многослойной живописи, известный еще со стародавних времен. Цикл работ «Лицо и лик тысячелетия», в который вошли серии «Рыбы», «Бездна», «Космос», Трапезников создавал 20 лет. В них предстает свое, особенное видение мира, человеческой сущности, смысла жизни, космоса, вселенной через символы. Выставки картин Трапезникова проходили в Москве, Франции, Китае, Ливане, Израиле. Три года назад в Ярославском художественном музее выставлялась серия «Рыбы». Но ни кинотворчество, ни необычная живопись оказались не понятыми ярославским сообществом художников. В. Трапезников, член Союза кинематографистов РФ, преподававший живопись, рисунок и композицию на высших режиссерских курсах во ВГИКе (кстати, он вел курс Хотиненко, Полоки, Ланского), в Ярославском отделении Союза художников РФ не прошел отбор на вступление в союз...