Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 13 марта 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/34951/

«Взгляд из Парижа»

рубрика: Культура
Автор: Ирина КУНИЦИНА.

на русскую музыку


Дирижер Всеволод Шмулевич уже достаточно популярен среди ярославских меломанов. Уроженец Ярославля, выпускник Парижской консерватории, он живет и работает во Франции. Приезжая в родной город, В. Шмулевич дает концерты в филармонии. Интересной была и программа нынешнего его выступления. В первом отделении исполнялась француз-ская музыка рубежа XIX – XX вв. Шоссона и Дебюсси, композиторов импрессионистического направления. «Поэма любви и моря» Эрнеста Шоссона для голоса с оркестром на стихи Бушора исполняется у нас не столь часто. На фоне вечно меняющегося моря разворачивается история любви: она то разгорается, крепнет, то угасает. Через несколько лет при встрече влюбленные уже не узнают друг друга...… Порадовало хорошее, сильное меццо-сопрано выпускницы Парижской консерватории Екатерины Годованец. «Поэма любви и моря» в ее исполнении полна и некоего таинства, и чисто французской элегантности, и открытой мечтательности. Е. Годованец и оркестр под управлением В. Шмулевича составили гармоничный ансамбль, подчеркнувший непрерывную гибкость, изменчивость образов, изысканную романтичность происходящего. «Море» Клода Дебюсси – большая симфоническая сюита, развитие которой непредсказуемо, фрагментарно, а потому представляет большую трудность для дирижера и оркестра в нахождении сквозной линии, объединяющей идеи. В. Шмулевич главное внимание обратил на процесс взаимодействия оркестрово-тембровых образов, которые расцветали в красках и сквозных эмоциях. Особенно удалась третья часть – «Разговор моря и ветра», где смена красок и настроений была подчинена единой задаче нахождения гармонии картин моря и меняющихся чувств человека. Во втором отделении концерта исполнялись «Картинки с выставки» М. Мусоргского в переложении с фортепьяно для симфонического оркестра М. Равеля. Одно из ярких, самобытных произведений мировой фортепьянной музыки XIX века было написано под впечатлением картин на выставке российского художника В. Гартмана. Композитор создал целую галерею разнообразных музыкальных картин, отличающихся необыкновенной жизненностью, меткой образностью и красочностью. Дирижер вслед за художником и композитором выделил и подчеркнул сквозную, главную линию развития цикла – утверждение русского взгляда на жизненные события – от задумчивой «Прогулки» до величественных «Богатырских ворот в Киеве». Дирижер много внимания уделил красочным особенностям партитуры. Ему, несомненно, удались жанровые сценки. В целом «Картинки» были исполнены несколько более изысканно, чем принято в русской традиции. Их, конечно же, надо было «приземлить», особенно такие социально значимые сценки, как «Быдло» и «Два еврея – богатый и бедный». Александр АЙЗЕНШТАДТ, Фото Юрия Барышева.