Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 16 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/36189/

Весеннее наступление на Ариадну

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

В Доме муз открылся весенний сезон. Каждую субботу к 15 часам художник и хранитель этого дома на улице Чайковского Ариадна Соколова загоняет по будкам пять своих собак и открывает двери гостям. Гостей примут и в будни, только для этого надо условиться с Ариадной Леонидовной заранее, потому что быстро даже ей со своими псами не справиться. Старая женщина и ее четвероногие помощники на посту день и ночь, сохраняя для города уникальное, единственное в своем роде явление культуры, каким стал этот Дом.


Собачья команда при всей любви к ней хозяйки – дело вынужденное. На решетки и сигнализацию денег нет, а что осталось бы от Дома без этой голосистой лохматой компании, можно только представить. Впрочем, воры – не единственная опасность, о которой приходится помнить на протяжении всех лет существования Дома. Время от времени на него покушаются вполне приличные люди. Было несколько попыток напроситься в «угловые жильцы» с далеко идущими намерениями, дискредитировать хозяйку, хвостатых сторожей и всю ее «малопонятную» затею. Ариадна при первом знакомстве производит впечатление женщины слабой и не искушенной в житейских вопросах. Но берегитесь обмануться! Ее искусство находить союзников среди вчерашних противников, ладить с соседями, добиваться взаимопонимания и даже дружбы с людьми, казалось бы, далекими от искусства, достойно восхищения. Один из тех, кто еще вчера косился на необычную соседку, помогает рассчитываться за коммунальные услуги. Другой подкармливает собак. Третий помогает что-то подвезти или сколотить. Ее секрет прост: она благодарна за каждую мелочь во благо своего детища. Расположенный рядом торговый дом «Смирнов» организовал на своей территории охрану, Ариадна Соколова довольна – Дом муз под дополнительным присмотром. «Пограничное» кафе выносит остатки еды псам – опять же сердечное спасибо. Но путь к взаимопониманию всегда тернист, да и кроме побед бывают ведь и поражения... Очередная битва за Дом развертывается сейчас, и чем она закончится – неизвестно. В соседнем дворе ЖСК «Медик-3» ведет строительство жилого дома. Подъездную дорогу отсыпали сзади Дома муз буквально в каких-нибудь нескольких метрах. А тут рядом низинка, которую весной затапливает вода. Чтобы вода не подошла вплотную к стенам, старая женщина несколько лет на себе таскала кирпич и своими руками выстроила, как она выражается, «бордюрчик». Вновь отсыпанная дорога сводит все усилия Ариадны «на нет», весенние воды и летние дожди окружат Дом болотом. Как пояснила специалист института «Ярославгражданпроект» О. А. Комарова, проектом дорога здесь не предусмотрена. «Строители обращались к нам с просьбой согласовать ее, но мы им отказали». Что какой-то старый дом случайно оказавшимся тут строителям! Как пришли, так и уйдут. А он со всем, что в нем есть, останется – им самим, их детям, внукам. И может быть, однажды они войдут в него и будут бродить по этим комнатам с улыбкой удивления, как я, как каждый, кто сюда попадает. Вот гостиная с диковинным, похоже итальянским, музыкальным инструментом. Инструмент издает звуки, а верх у него застеклен – вероятно, внутри было устройство для светомузыки. Рядом, как называет ее хозяйка, «комната всяческой дружбы» с кентавром, вернее кентавренком, сделанным собственноручно из детской лошадки и пупса. Кентавр, по мысли Ариадны Леонидовны, символ того, что все, что считается несоединимым, на самом деле великолепно соединяется. И в самом деле, рядом с ободранной, без кафеля печкой прекрасно смотрятся писанные маслом картины в тяжелых рамах, втащенная кем-то сюда фисгармония. И витри-на «Великие» с единственным пока в ней портретом – Пиросмани, тоже кажется к месту. «Эти пол и стены – моя палитра, – говорит Ариадна. – Я смешиваю разные предметы, как краски». Фантазия художника сочетается с необъяснимым везением. В комнатке, которую она называет «несколько мемориальной», в честь гостей включается красивая настольная лампа. Ариадна сделала ее из фрагментов люстры, которая висела когда-то у дореволюционных хозяев этого дома, семьи врача Бибикова. Остатки люстры подарены Дому муз их родственницей. Интерьер завершает столик с цветной ин-крустацией в стиле модерн. Ког-да расселяли соседний дом и жильцы разъехались, столик бросили, а художница подобрала, отчистила – вне всякого сомнения, и он тоже бибиковский – такое чудо! В Доме можно увидеть и свидетельства более дальних путешествий Ариадны Леонидовны, совершенных во времена ее молодости. На стене – карнавальные шляпы знаменитого своим ахматовским портретом Натана Альтмана. С художником она была знакома, они вместе отдыхали в Доме творчества в Хосте. Тогда же, в 1962 году, Соколова написала портрет его жены – вот он, один из лучших ее портретов, из тех, которые когда-то сделали имя Ариадне Соколовой. Под ним другой великолепный портрет, Корсаковой – жены Вла-димира Татлина, известной своими иллюстрациями Достоевского. Корсакова позировала ей в доме творчества в Гурзуфе. Живопись и графика, собранные Ариадной в этих стенах на улице Чайковского, – отдельная тема. Работы Михаила Александровича Кичигина, прошедшего блестящую школу М. Касаткина, К. Коровина, А. Васнецова, и работы Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной, написанные в годы странствий в Китае, соседствуют с детскими рисунками. Акварель современного американского художника Даниела Вилсона – с прекрасной работой М. Реутова «Маленький Моцарт». Чудные и загадочные портреты, написанные в разные годы самой Ариадной, – с работами примитивистов и самоучек. 20-летняя девушка Лена в начале 1980-х годов попала в автокатастрофу и получила тяжелейшую травму позвоночника. Парализованная, с едва-едва движущимися пальцами рук она пролежала девять лет, а потом вдруг, хотя каждое движение давалось ценой неимоверных усилий, начала рисовать. Рисунки Лены на библейские темы задерживают внимание каждого, кто оказывается в Доме муз, и подтверждают горячую веру Ариадны в волшебную силу искусства. Тем временем строители знай строят свою самовольную дорогу сзади старого дома. Отсыпали грунт, гравий, сейчас укладывают сверху бетонные плиты. Дому муз грозит потоп, если не хуже, и на горизонте нет пока никого, кто мог бы отвести эту угрозу. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.