Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 19 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/36328/

Красивые картинки о будущем лете

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Известная русская поговорка «Готовь сани летом, а телегу – зимой» в отношении туристских фирм трансформировалась в иную – готовь летний пакет турпредложений с осени. Но сегодня многим ярославским фирмам, специализирующимся на турбизнесе, не до предстоящего летнего сезона – лицензирование бы пройти.


Без бумажки ты букашка 11 февраля этого года стало «черным понедельником» для многих туристских фирм: по приказу Министерства экономиче-ского развития и торговли было принято решение о введении обязательного лицензирования организаций, занимающихся тур-агентской и туроператорской деятельностью. На состоявшемся в конце января областном совещании руководителей туристских фирм председатель комитета по туризму Владимир Праздников поделился весьма мрачным прогнозом: «Половина фирм просто прекратит свою деятельность на территории области. Самым радужным прогнозом можно будет считать, если их количество сократится лишь на 10 – 15 процентов». В преддверии наступающего летнего сезона ситуация в области такова: на 15 апреля департаментом культуры и туризма выдано 58 лицензий на разрешение турагентской деятельности. Помимо этого Министерством экономического развития и торговли выдано порядка десяти туроператорских лицензий. Какие конкретно фирмы получили право продавать свой туристский продукт на рынке, даже Владимир Праздников не знает: «Федеральные органы нас не информируют». Достоверно пока известно, что лишь Ярославское бюро путешествий и экскурсий, возглавляемое Светланой Даниленко, получило лицензию. Комментируя этот факт, Светлана Борисовна не преминула обратиться через газету к своим будущим клиентам: «Покупая путев-ку, не обольщайтесь дешевизной. Прежде всего думайте, кому вы доверяете свой отдых и свою жизнь. Только фирма, имеющая лицензию, несет полную ответственность за своего клиента, она принимает все меры, чтобы у вас не было никаких нежелательных приключений на маршруте». Ярославль столицу обошел В конце марта в Москве завершила свою работу девятая выставка Moskow International Travel&Trade (MITT) – главная туристская выставка России, входящая в пятерку крупнейших в мире. Считается, что именно MITT открывает летний туристский сезон. Однако, по мнению экспертов журнала «Коммерсантъ Деньги», на сей раз этого не произошло. «Обычно туроператорские фирмы выходят на MITT с приблизительными, так называемыми каталожными ценами, – говорит президент информационной службы по туризму «Банко» Татьяна Дмитрова. – Но в этом году не было даже таких цен». «Неразбериха, царящая на чартерном рынке, угрожает планам российских туроператоров, до сих пор исправно доставлявших отдыхающих на европейские курорты, – читаем в журнале «Коммерсантъ Деньги». – Цены билетов на чартерные рейсы по большинству массовых направлений до сих пор не определены». В отличие от московских коллег ярославцы к MITTовской выставке подошли уже с конкретными, фиксированными ценами на путевки. Но и они заметно выросли – от 10 до 30 процентов по сравнению с аналогичными предложениями прошлого года. Ярославская область традиционно принимает участие в главной туристской выставке страны. На едином выставочном стенде было представлено 11 наших туристских фирм и – впервые! – четыре музея – ярославские музей-заповедник и художественный, Переславский музей и Ростовский кремль. Однако по итогам работы музеологи решили, что участие в подобных выставках для них неперспективно и достаточно дорого, с чем, по мнению Владимира Праздникова, можно поспорить: тот же Московский Кремль – неизменный участник всех MITTовских выставок. Интерес к пакету предложений ярославцев на выставке MITT неизменен. Во-первых, срабатывает инерция – «Золотое кольцо» было раскручено еще в советские времена. Во-вторых, Ярославль выгодно отличается от других регионов тем, что ежегодно выбрасывает на рынок новый турпродукт, не зацикливаясь на старых, отработанных маршрутах. По мнению директора бюро путешествий и экскурсий Светланы Даниленко, «традиционные церкви-храмы-набережные сами по себе уже никого не интересуют. В фаворе развлекательный отдых». Золотой дождь проходит стороной Не раз и не два в разговорах с чиновниками от туризма мне приходилось слышать такое мнение: если вложить в развитие въездного туризма достаточное количество средств, область могла бы существовать только за счет приема гостей. Более того, на днях, перечитывая книгу известного писателя-эмигранта Бориса Носика «По Руси Ярославской», я была поражена фразой: «Мне представляется, что природа и исторические судьбы словно специально готовили на Ярославщине условия для развития туризма, для создания грандиозного туристского заповедника. Уникальные церкви, монастыри, кремли и крепости, редкостные иконы и фрески – эти сокровища Ярославской земли славились издавна... Ярославщина – вот воистину уникальный комплекс для развития туризма». И чуть далее Борис Носик цитирует мнение одного из первых лиц области. «Золотой дождь мог бы пролиться на нас, – сказал мне секретарь Ярославского обкома Геннадий Павлович Лисов. – Но, увы, проходит стороной этот дождь». Знаменательно, что год издания этой книги – 1968-й. В привлечении золотого дождя немаловажную роль играет и сервис, который область может предложить гостям. Но, по мнению Светланы Даниленко, у нас в области самые дорогие гостиницы. В этом мы опередили не только Владимир, Иваново, Тверь, но и Петербург. По гостиничным ценам мы шагаем вровень с Москвой. Просто необходимо больше гостиниц недорогих, уровня туркласса. Ведь в конце концов люди приезжают сюда не ради ночлега. А получается, что 60 процентов стоимости путевки уходит именно на проживание. Задала я аналогичный вопрос и Владимиру Праздникову. «Все гостиницы области – коммерческие предприятия, и цены на свои услуги они устанавливают сами. Если цены продолжают расти, это означает только одно – гостиницы по-прежнему рентабельны. Во многом высокая цена сейчас складывается и за счет всплеска делового туризма. Нельзя забывать о том, для кого что дорого. Для учителя, приехавшего из Брейтова, остановиться в «Которосли» за 600 – 800 рублей – это дорого, а для того же москвича, да еще приезжающего в командировку за счет фирмы, снять номер в «Юбилейной» за 1500 рублей – это нормально. А если сравнивать с другими регионами, то и по уровню жизни Ярославль приближается к столице. Отсюда и цены». Модно ездить за туманом Но как бы то ни было, сезон летнего отдыха в области открыт. О чем свидетельствует и прошедшая в минувшие выходные традиционная VIII городская выставка туристских путевок, товаров и услуг «Летний отдых-2002». Лишь 26 туристских фирм сочли нужным заявить о себе. Пакет предложений в принципе традиционный, мало отличающийся от аналогичных выставок прошлого и позапрошлого годов. Из новинок сезона следует отметить туристский маршрут Ярославль – село Великое – Гаврилов-Ям, разработанный Гаврилов-Ямским муниципальным округом (стоимость путевки 680 рублей). Обращает внимание пакет предложений турфирмы «Путник» из Углича – они специализируются на очень модном ныне экологическом туризме. Маршруты рассчитаны на два-три дня, транспорт – от автобусов до велосипедных и байдарочных туров. Весьма привлекателен, на мой взгляд, и пакет, разработанный департаментом культуры и туризма администрации Ярославской области. Анонсируются туристские программы: детский праздник царевича Дмитрия (Углич, 28 мая), фестиваль «Русские валенки» (Мышкин, 13 июля), фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» (Ярославль, 16 – 19 августа), праздник ростовской финифти «Краски огня» (Ростов, 24 августа), рыбинский праздник «День купца» (7 сентября), тутаевский фестиваль «Романовская овца» (21 сентября). Это тот самый развлекательный туризм, о развитии которого так много говорят в последнее время. Что касается непосредственно выставки «Летний отдых-2002», то на ней, как обычно, было очень много молодежи и тинейджеров. Последние покидали выставку нагруженные яркими каталогами, приглашающими провести дни досуга в Испании и на Мальдивах. «Куда собрались ехать?» – поинтересовалась я у ребят. «Мы-то? Кто в студенческий лагерь, кто в поход с друзьями по Которосли, кто в деревню», – зашумели они в ответ. – А каталогов-то вам тогда зачем столько? – Картинки красивые!..