Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 27 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/36606/

Занавес открывается

рубрика: Культура
Автор: Вячеслава ЮРАСОВА.

В день нашей встречи в маленьком кабинетике художника-постановщика Елены Александровны Бересневой на кактусе расцвел яркий красный цветок. Но это – не единственное чудо в ее мастерской. На стене – макет золотого дворца Аладдина, в полный рост в спектакле он занимает всю сцену. Над рабочим столом художницы тихонько шевелилась принцесса с золотой короной – это кукла из сказки «Огниво». И еще много, много других удивительных существ делят крышу со своей создательницей.


С Еленой Александровной мы знакомы с тех пор, когда я писала материал об уникальном творении нашего кукольного театра – «Слове о полку Игореве». Ее работа в Ярославле началась с подготовки этого спектакля. Ей поручили сделать слайды с изображением далеких холмов и облаков над печальным полем героической битвы. А недавно у Елены Бересневой состоялся бенефис, на ее выставке были представлены материалы о 42 оформленных ею спектаклях. Это около 500 персонажей, такой вот веселый и добрый народец. Именно добрый. Потому что даже коварный джин, чья физиономия занимает чуть ли не все пространство кулис, а руки охватывают целую сцену, не страх вызывает у маленьких зрителей, а радостное удивление и восторг. Елена так и считает – в ее задачу входит вовсе не пугать детей, а увлекать их сказкой. Выросла она в большой семье, была пятой из сестер. Закончила Ленинградскую театральную академию, факультет, связанный с кукольным жанром, с самыми отзывчивыми и доверчивыми зрителями – детьми. Из пятисот уже созданных ею персонажей более любимые оловянный солдатик и его балеринка, золотая рыбка, умелый андерсеновский солдат с огнивом... Из чего же рождаются куклы? Да из самого неожиданного – лоскутка ткани, куска бумаги, пуговиц, бисера, бус, золотых и серебряных нитей, щепки и даже из консервных банок. Но главное – из замыслов и фантазии. Кроме этого художник-постановщик должен уметь рисовать всякими красками, шить фантастиче-ские кукольные одеяния, работать с папье-маше и на деревообрабатывающем станке. Она и встретила меня на этот раз в защитных зеленых очках и с опилками на рукавах рабочей блузы. Теперь на очереди у Лены овладение компьютером, он тоже поможет художнице создавать куклы, дворцы и другие чудеса для театра. Кстати, бересневские куклы уезжают и за границу, в Литву, например в Паневежский театр кукол, куда с удовольствием ходит и художественный руководитель знаменитого Паневежского театра драмы Донатас Банионис, сам, кстати, бывший кукольник. Говорят, он высоко оценивает кукол Елены. С «Северным краем» семья Брюхановых-Бересневых связана давно. И, как отмечает Елена Александровна, ей импонирует внимание газеты к культурной жизни области. Такие материалы в их семье читают с особым интересом. Чтобы получать газету раньше, чем по почте, оформили альтернативную подписку. Кстати, и сэкономили на этом. Николай Брюханов – хозяин семейного кукольного театра «Семь-Я», где он и директор, и артист, и грузчик, и водитель – один в семи лицах со своим театриком выезжает в детские сады и школы и всегда находит благодарную аудиторию. Об этом тоже писала газета. А сейчас готовит пригласительные билеты к 75-летию Ярославского кукольного театра. Каждый из них будет раскрываться, как занавес перед очередной сказкой. Фото