Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 15 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/36899/

«Ярославцы – все красавцы»

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

Так называется проект, презентация которого состоялась в Ярославском художественном музее. Другое его название – «Открытые письма Елизаветы Бём». Для большинства это имя сегодня ни о чем не говорит. Между тем в свое время Елизавета Бём была известной художницей. Прожила большую жизнь (1843 – 1914), ее работы отмечены одиннадцатью наградами, в том числе девятью золотыми и серебряными медалями, ее открытки издавались


и переиздавались немалыми тиражами в Париже, Мюнхене, Нью-Йорке... Ученица И. Крамского, Л. Премацци, П. Чистякова, она работала как акварелист и мастер силуэта, была художником по хрусталю, иллюстрировала книги для детей и сотрудничала в журналах. Наконец, была просто привлекательной женщиной, ее писали И. Репин, Н. Богданов-Бель-ский, М. Врубель. Возможно, некоторые из этих портретов мы увидим в декабре на выставке, посвященной 160-летию Елизаветы Меркурьевны Бём. У художницы ярославские корни, она – из древнего дворянского рода Эндауровых, который значится в ярославских родословных книгах начиная с XVIII века. У родителей Елизаветы Бём было имение в Пошехонском уезде, она провела там детство, часто приезжала взрослой, рисовала крестьянских детей и, видимо, где-то здесь услышала и запомнила веселые слова: «Ярославцы – все красавцы». Позже назвала так одну из своих работ – на состоявшейся презентации та занимала почетное место. Это рисунок для открытого письма (художественной открытки) в модном на рубеже веков «русском стиле» – румяный дворовый мальчик с льняными волосами и доверчивыми глазами. Именно в этом жанре Елизавета Бём и прославилась. Начиная с 1890-х годов она выполнила более 350 оригинальных рисунков для открытых писем. В Ярославском художественном музее собрано около 250, в последнее время они все больше привлекают внимание любителей, их коллекционирует даже губернатор А. Лисицын. Как бы то ни было, но с открыток начинается и знакомство широкой публики с творчеством этой художницы. Кто-то сочтет их сюжеты несколько слащавыми, чересчур «дамскими», сентиментальными. Других тем же самым они и привлекут, поскольку заполняют некие душевные пустоты: искусство, обращенное к человеку, к его частной жизни, ныне в дефиците. Старые русские открытки сейчас вообще в моде. На ежегодных аукционах в Лондоне и Мюнхене они продаются от 700 до 1000 долларов за штуку. Ярославские предприниматели Владимир Столяров и Владимир Служман переиздали несколько десятков открыток Елизаветы Бём в благотворительных целях – на презентации было объявлено, что акция осуществляется в пользу детских домов области и восстановления Николо-Бабаев-ского монастыря в Некрасов-ском районе. По расчетам предпринимателей, за два года она может дать от 900 тысяч до 1 млн. рублей. Переиздание это – первое после революции. В свое время открытки Елизаветы Бём печатались на картоне. Современные издатели (печать – агентство «Ван Дейк») остановились на тисненой бумаге, в некоторых наборах применено золочение обреза – в начале века оно делалось только в Париже, а сейчас выполнено в нашей Арсенальной башне, где работают реставраторы живописи и резьбы. Открытки вышли в виде наборов – «Пасхальные», «Любовные», «Советы», «Народы России», как и при жизни Елизаветы Бём. Характерный дизайн – рисунок сопровождается надписью русской вязью – придает им особое очарование и приобщает к народным мудростям: «Не тужи о прошлом, жди завтрашнего», «Каковы уродились, таковы и есть»... На всех рисунках – только дети. Девочка в обнимку с игрушечным деревянным солдатиком: «Чем я виновата, что я люблю солдата». Искусствовед Татьяна Лебедева продолжает исследования, работает в архивах и музеях страны, возвращая истории нашей культуры еще одно полузабытое имя.