Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/37012/

Стрелков в метафизическом саду

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

В галерее современного искусства «Алле’Я» в рамках сетевого проекта «Волжский сплав», организованного содружеством музейных работников Поволжья при поддержке фонда Сороса, прошел вернисаж художника из Нижнего Новгорода Евгения Стрелкова.


Непосвященному зрителю, привыкшему ассоциировать профессию художника с фундаментальными, написанными в духе соцреализма полотнами, вряд ли окажется близко творчество нижегородского поклонника андеграунда. Проще говоря, глаз эти творения вряд ли обрадуют. А вот пытливому уму и вдумчивому читателю проекты Евгения Стрелкова расскажут о многом. Автором представлены два проекта – книги и газеты художника. С обывательской точки зрения – это просто коллаж из рисунков, газетных статей, фотографий, забавных цитат, некий вариант школьной стенгазеты. По мнению куратора проекта Ирины Реховских, «в настоящее время очень многие художники обратились к этому жанру. Главную роль в нем играет текст». Толчком к созданию очередной «книги» для художника может послужить что угодно. Например, шутка. Однажды Стрелков со товарищи путешествовал на теплоходе по Волге-матушке. Прибыли они в город Саратов, отправились на экскурсию, а вот гид где-то подзадержался. «А что это за памятник?» – спросил кто-то, остановившись перед скульптурой. «Ну как же, как же? – мгновенно отозвался Стрелков. – Это же знаменитый товарищ Саратов». Так родилась книга, эдакая симуляция путеводителя «Ниже Нижнего», в том смысле, что хуже некуда, дескать, приплыли, товарищи. А другой проект – газета «След сада» – это своеобразный творческий отчет о проведении крупномасштабной акции, посвященной художнику-авангардисту Павлу Кузнецову, уроженцу Саратова. Павел Кузнецов в отличие от мифического товарища Саратова жил и творил реально. И вот художники затеяли игру, цель которой была вполне серьезна – восстановить его дом-музей. Арт-проект «След сада» родился из цитаты В. Розанова: «Что делать?» – спросил нетерпеливый петербургский юноша. «Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье, если зима – пить с этим вареньем чай». И чаепитие с яблочным вареньем Евгений Стрелков действительно устроил всему музейному сообществу: пол-литровые банки были разосланы художником по адресам 44 музеев России и зарубежья, всюду, где в фондах хранятся картины Павла Кузнецова. А связь между Кузнецовым и яблочным вареньем такова: дом, в котором родился художник, буквально утопал во времена оны в роскошном яблоневом саду. Дом собратья-художники в ходе акции восстановили, а вот до высаживания сада руки не дошли. Некогда было: сначала они рисовали золой на снегу несуществующие тени от метафизического сада, потом «опыляли» его с помощью бумажных, выдержанных в техногенном стиле насекомых. По осени дружно взялись за варку варенья... Эх, эту бы энергию да в мирных целях! Это какой сад можно было за это время высадить! Причем не метафизический, а настоящий.