Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 19 июня 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/37823/

Сегодня он играет рок

рубрика: Культура

Диспутом на обоюдоострую тему – рок-музыка и церковь – с благословения владыки Кирилла открылся в Ярославле клуб православной молодежи «Третье тысячелетие». Вопрос, сразу выяснилось, назрел и не с потолка взят: желающие обсудить его едва поместились в отведенном для диспута служебном помещении епархии. Кто-то откликнулся на персональное приглашение инициатора встречи – настоятеля церкви Похвалы Богородицы отца Александра, кто-то пришел по объявлению, вывешенному на ограде храма. Собрались его прихожане, молодые иереи, музыканты – профессионалы и любители. Три затаившиеся в сторонке юные особы оказались студентками художественного училища – заглянули на огонек.


Первым «получил слово» Андрей Макаревич. Поставили на магнитолу один из его последних дисков. «Как вы любили кости мыть артистам, – сходу взял быка за рога лидер «Машины времени», – за водку и за низкую мораль. И в личной жизни, мол, у них нечисто, и часто, мол, спиваются, а жаль...». Грех ли она, рок-музыка? По расхожему убеждению верующих получается, что вроде и не устарела советская агитка «Сегодня слушает он джаз, а завтра родину продаст». Ни ведущий диспута (кстати, выпускник МГУ, по мирской профессии физик-ядерщик, во студенчестве да и позже большой поклонник «Битлз», «Пинк Флойд», «Роллинг стоунз»), ни те, кто поддержал разговор, интригу не упрощали. Быстро сошлись на том, что есть такой конфликт, а коли он есть, давно пора его открыто обсуждать. Директор воскресной школы при храме Благовещенья в Норском посаде Юрий Валентинович Коровин, в мирской юности игравший в одной из рок-групп, рассказал свою историю. Примирить в душе лед и пламень ему не удалось, и к Богу пришел он, навсегда отложив в сторону электрогитару. Однако далеко идущих выводов из этого отдельно взятого сюжета делать все-таки не стали. Никому не навязывая собственных точек зрения, деликатно предъявляли свои доводы. Смысл большинства из них был ясен и без всяких комментариев. Принесли диски «Молись, дитя» Александра Барыкина, «Ангел молитвы» о. Олега Скоблы, «Когда вырастут крылья» Александра Иванова, альбомы Александра Маршала, ДДТ, Олега Митяева. Получилась целая выставка – вместе с изданной в прошлом году книгой иеромонаха Сергия (Рыбко) «Современная культура: сатанизм или богоискательство?». Чтобы стало ясно всякому, куда автор клонит, пришпилили к стенке крупно набранную распечатку цитаты из этой нашумевшей брошюры – слова лидера группы «Алиса» Константина Кинчева: «У меня дети ходят в церковь и в воскресную школу. Маша после поездки в монастырь вообще с молитвословом засыпала, что не мешает ей слушать и рок-музыку». Под крепкий кофеек, сообща вспомнили десятилетней давности ярославский фестиваль «Рок чистой воды» – с экологическим пикетом по замусоренным городским задворкам, с пятичасовым концертом на Стрелке «Бригады С.», «Чайфа», «Насти», «Телевизора», американки Джоан Стингрей. Музыканты местного рок-андеграунда были на том фестивале только слушателями, но и он весь был тогда «зеленого» цвета – «Неизвестная земля», «Никотин», «Дом Медичи». Воспоминания подкрепили фактами общеизвестными, что тоже не позволяет считать весь рок исчадием ада. «Музыка бунта» раньше других в искусстве заговорила о трагедии Афгана, а на театральных подмостках, не забудем, православная молитва впервые после революции прозвучала в легендарной ленкомовской постановке рок-оперы «Юнона и Авось». В паузах снова слушали музыкальные аргументы. Все они были в пользу того, что в современной молодежной культуре свет клином на электрогитаре не сходится. Строитель Виктор Каретин пел под семиструнку лирические песни собственного сочинения. Певчие под руководством регента, профессионального музыканта Виктора Пилецкого устроили целый концерт на разные вкусы. Кому пришелся по сердцу фольклорный «Вьюн над водой», кому – грузинский «Тропарь на Пасху» или «Отче наш» священника-эмигранта, парижского приятеля Шаляпина, о. Николая Кедрова. Принятие окончательного резюме отложили до следующего раза. Итоговой концовкой вечера стало слово отца Александра, обращенное к тем, кто, закрученный жизненным водоворотом, пытается справиться со смутой в душе с электрогитарой в руках или слушая рок-музыку на концертах: «Блаженны, – сказал он, – алчущие правды, но жажду могут они утолить только придя к Богу». На следующей встрече в клубе «Третье тысячелетие» – через две недели – отец Александр предложил поговорить о любви. Заглавия книг великого русского философа Владимира Соловьева «Оправдание добра» и «Смысл любви» подсказали ему интригу будущей свободной дискуссии: «Оправдание любви». Предложение всем понравилось. Всеволод ЛЕЖНЕВСКИЙ.