Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 22 января 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/37972/

Газетный киоск

рубрика: Культура
Автор: Ольга ЛАПШИНА.

Год назад закончилось скандальное телешоу «За стеклом» на канале ТВ-6. «Комсомольская правда» рассказывает, что стало с его героями. Макс и Марго ждут рождения сына и спорят об имени: Цезарь или Никита? Дэн заканчивает книгу с рабочим названием «Параллели». Он описывает депрессию после выхода из «Застеколья» – выигранные деньги были небольшими, кончились быстро, потом его настигла жестокая любовь, возникли сложности с самоопределением... Жестокой любовью для Дэна стала другая участница шоу – Ольга. Они жили вместе до весны, а потом не сошлись характерами, и Дэн в отместку посчитал, сколько Ольга ему должна – за свет, газ и воду. Но подруга упорхнула развеяться в Египет, а вернувшись, позвонила и поздравила с годовщиной проекта Анатолия, который совсем забыл о своем «застекольном» прошлом. Он по-прежнему перепродает видеотехнику и делает декорации для цирка, тем самым создает фундамент для будущего брака, в который намерен вступить. Жанна, самая скромная участница проекта, покаталась по миру, а теперь ездит на дорогой «Ауди» и часто меняет номера сотового телефона – одолевают поклонники.


* * * Звонки в студию – вечно модная и никогда не устаревающая форма телеинтерактива. В то же время это – один из ста способов честного обморочивания зрителей, который взялся разоблачить «Московский комсомолец». Кто хоть раз напрямую общался с массами посредством телефона, знает, сколько больных граждан резвится на телефонных просторах родины. Психологи даже цифру называют: на предложенные с экрана ТВ прямоэфирные контакты обычно реагируют до 30 процентов «невменяшек». Хрестоматийный пример – еще недавно терроризировавший программы «Сегоднячко» и «Времечко» дядька по кличке колдун Кулебякин. Безумец регулярно прорывался в телеэфир и нес там полную дичь. Прикол состоял в том, что редакторам Кулебякин представлялся другим именем и вначале разговаривал очень даже вменяемо, башню у него срывало потом, в эфире. Определитель номера в «Останкино» установить нельзя, там коммутаторная система. Поэтому единственный выход – строгий «войс-контроль» «позвоночников» со стороны редакторской группы каждой интерактивной программы. Интерактивные звонки в студию на ТВ невозможны и по другой причине: у большинства информационно-аналитических программ два эфира – на «Орбиту» и на центральную Россию – разнесены по времени. В таком случае на программе «Зеркало» телеканала «Россия» дают анонсы в «Вестях» – и зрители звонят, задают вопросы, даже если в данный момент не видят ведущего и гостя на экране. Ведь у программы не два, а четыре эфира из-за разницы часовых поясов. Поэтому ее руководство считает: нет особого обмана телезрителей в том, что программа для какой-то аудитории идет в записи. Если гостя уже нет или еще нет в студии, на вопросы отвечает ведущий. Если же хорошенько присмотреться к программе «Без протокола», именно на ее примере хорошо видны «белые нитки» «позвоночной» изнанки. Самые резкие и неожиданные вопросы из программы в программу там задают телезрители с поразительно схожими голосами. Причина, как поговаривают, в том, что если ведущие Берман и Жиндарев не хотят портить отношения с приглашенными, нужный вопрос поручают «спросить» редактора. Баловство с «прямым эфиром» иногда заканчивается нелепо. Та же программа «Без протокола» с Э. Рязановым закончилась в 23-40, а уже в начале первого он звонил из дома в «Апологию» к Дмитрию Диброву и поздравлял Людмилу Гурченко. Смешно: «Апологию»-то тоже записывают. В общем, в приватных беседах профессионалы ТВ и не скрывают, что на всех «прямых эфирах» и «горячих линиях» мира на ТВ адекватный зрительский отклик осуществляется часто силами друзей, знакомых и родственников телегруппы. И что если видишь в ящике какую-то интересную персону плюс номер «прямого телефона в студии», еще не факт, что надо бежать и звонить. Чаще всего линия будет перегружена более «нужными» звонками. К тому же, если быть уж совсем честными, в этот самый момент в студии давно нет ни гостя, ни телеведущего, ни черта лысого. * * * Журналисты печатных СМИ на этом телевизионном фоне выглядят образцом прямоты. Однако и там в ходу провокации, в частности общеизвестная игра с публикой под невинным названием «журналист меняет профессию». О печальном конце такого способа собирать материал для публикаций извещает «Коммерсантъ». Уголовное дело против студентов по статье «незаконный оборот наркотиков» возбуждено отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Ленинского округа Калуги. Студенты факультета журналистики и связям с общественностью регионального филиала Московского гуманитарно-экономического института Глеб Гурлин и Константин Шутый были задержаны на улицах города при попытке сбыть «вещество, напоминающее марихуану». Объясняясь в милиции, студенты заявили, что они проводили журналистское расследование на тему, связанную с продажей наркотиков. Для этого они смешали размолотый табак с сухими листьями мелиссы и, выдавая эту смесь за наркотическую, собирались вступить в непосредственный контакт с наркоманами. Поводом для написания материала о наркоторговле стал проект фонда «Гражданская инициатива» по комплексной социальной рекламе «Первый ход», направленный на пропаганду борьбы с наркотиками. Суть проекта, по словам организаторов, заключается в продвижении антинаркотической тематики и пропаганды здорового образа жизни через статьи и дизайнерские разработки в газетах, ролики на радио и телевидении. Студенты журфака сочли, что для написания интересного и жизненного материала им необходимо непосредственное общение с наркоманами, поэтому решили под видом наркоторговцев изучить местный наркорынок. В областном УВД отметили, что в любом случае приготовленная журналистами смесь пройдет экспертизу.