Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 06 августа 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/38808/

Живописный променад

рубрика: Культура

Я не люблю ходить на вернисажи. К этому выводу я пришла, посетив бессчетное количество подобных мероприятий. Вернисаж – событие, безусловно, престижное и выгодное со всех сторон. Только там одновременно можно увидеть множество нужных тебе людей, узнать последние новости «не для печати», посплетничать и, наконец, выпить бесплатно стаканчик-другой неплохого вина... Все это замечательно. Вот только творчество того или иного художника, бенефицианта данного торжества, остается, как правило, за кадром. Так, глянешь по сторонам для приличия и опять погружаешься в светскую беседу.


Совсем иное дело попасть на монтаж экспозиции, за несколько часов до наступления времени «Ч», когда до тебя никому нет дела и ты не должен «держать лицо» и улыбаться в нужных местах очередной тронной речи. На днях мне удалось поблаженствовать сразу на нескольких таких внеплановых визитах. Три выставки практически одновременно открылись в выставочном зале Союза художников, что на улице Максимова. О преимуществе минимализма Едва заходишь в первый зал, как цепенеешь на пороге и даже невольно делаешь пару шагов назад. Этого не может быть! Холодная изморозь стен, белые полотна, черные всполохи графита и туши... Художник Владимир Багдасарьян выстраивает в четкие ряды расплавившиеся от пекла мысли изобилием по-зимнему контрастной графики. Они фотографически достоверны, пейзажи узнаваемы, настроение уловимо... Пожалуй, лишь силуэты людей – без лиц – настойчиво выталкивают графические работы из художественной ниши фотографии, в которую они упорно пытаются проникнуть. Зарисовки Углича, дворики Ярославля, излюбленная всеми художниками тема Волги... Первые пять – десять картин воспринимаются как глоток живительной прохлады, на втором десятке ловишь себя на мысли «я где-то уже это видел» и невольно возвращаешься к началу осмотра экспозиции. Нет, там оказывается совсем другое. Но как похоже. Даже поверхностное знакомство с семью десятками представленных полотен выстраивает плотную пелену дежа-вю. Но если сосредоточиться на одной-двух работах, особенно тех, которые лаконичны, мираж рассеивается. На мой взгляд, именно так, дозами, надо оценивать творчество Владимира Багдасарьяна. Но это никак не сопоставляется с заявкой – персональная выставка. Это мое мнение, человека со стороны. Председатель ярославского отделения Союза художников Александр Карих выбрал прямо противоположную позицию: «По нескольким работам трудно определить диапазон художника, его творческую высоту. А на этой выставке, на которой Владимир впервые представился столь цельно, уже можно сказать, что у него есть свой почерк, свое лицо, которое ни с кем не спутаешь...» Владимир Багдасарьян родом из города Уральска, что затерялся в казахских степях. Однако школу заканчивал уже в Угличе, мастерству живописца учился в Костроме. Ныне он считает себя ярославцем. И «работы у него очень русские, несмотря на армянские корни», как заметили на презентации. Он три года мечтал об этой выставке, и вот наконец она состоялась. Экспозиция получилась достаточно интеллигентная, тонкая, но слишком прямолинейная. Не надо додумывать, не стоит искать подтекст и, увы, не хочется сказать: «Жаль, что так мало...» Открытка от Дворниковой – лучший подарок Второй выставочный зал обрушивается на зрителя водопадом тропических красок. И хоть хозяйка этого зала – переслав-ская художница Елена Дворникова – заявлена в визитной карточке в первую очередь как скульптор, на эту сторону творчества мастера внимание обращаешь не сразу. Авторские открытки – вот что бросается в глаза. И уже не оторваться, не отойти, не акцентировать внимание на ином объекте, пока вволю не насмотришься, не поймешь, как, из чего, каким образом сделано это чудо. На небольшого, открыточного формата работах изображен один и тот же герой – чудо-юдо рыба-кит. Методом аппликации художница из совершенно разных материалов составляет этих очаровательных пучеглазых обитателей тропических океанов. Сразу чувствуется рука профессионала – Елена окончила декоративно-прикладное отделение Московского технологического института. Она – признанный художник. Несколько лет назад стала дипломантом Союза художников России на выставке «Весенний сезон» творческого объединения «Ирида», в прошлом году была удостоена именной премии Президента России по программе работы с одаренными детьми. А вот скульптурные работы Елены Дворниковой достаточно стандартны, несмотря на безусловную твердость руки и профессионализм. Любимый жанр художницы в этом направлении – портреты, и они, как это ни покажется странным в наше время, навевают мысли о канувшей в прошлое эпохе соцреализма. Слишком «в лоб», без изысков, но героям этих скульптур наверняка нравится – узнаваемо, «как в жизни». Несколько выбиваются из этого ряда фигуративные и пластические композиции, посвященные женщинам. Здесь мастер отталкивается от фактуры дерева и предпочитает неуловимую грань настроения конкретике. Возможно, сам природный материал, с накопленной энергетикой, способствует созданию столь обтекаемых, лиричных образов. И это действительно интересно. Хотя с кустодиев-скими формами персонажей, возможно, кто-то и поспорил бы. Карамельная Чехия – на сладкое И на десерт заглянем в залы, где смонтирована выставка Вячеслава Клапши. Она знаковая для художника – посвящена 30-летию его творческой деятельности. Посему в залах представлены и ранние работы мастера, и написанные только что. В первую очередь обращаешь внимание на абсолютное «безлюдье» – лишь три портрета, на двух из которых художник запечатлел самого себя. Этим работам как раз по три десятка лет. И художник смотрит на нас с полотен иконописно укоризненным ликом. И такое всепрощение читается в полуопущенном взгляде – дескать, художника обидеть может каждый! – что язык не поворачивается высказать какой-нибудь негатив. Но отсутствие персонажей нисколько не мешает буйному ликованию жизни на полотнах. Природа то тоскует, то радуется, то предается философским размышлениям, то подначивает на проказы... Но как контрастны работы! Строгая простота наших российских зарисовок граничит с карамельной сладостью пейзажей, привезенных художником из многочисленных вояжей по Чехии. Они разноцветны как монпансье, и ими «объедаешься», ибо остановиться невозможно – так дорвавшийся до сладкого ребенок ест и ест взахлеб. Но после этой «трапезы» невольно тянешься к снежному безлюдью и покосившимся заборам русской деревеньки – охладиться, «напиться» живительной прохладой. Мазок на полотнах размашист, он требует пространства, и приходится отступать на несколько метров от картины – лишь тогда какофония цвета неожиданно преобразуется в конкретные силуэты. Вячеслав Клапша болен живописью с раннего детства и мальчишкой часами был готов простаивать за спиной взрослого художника, рисующего на пленэре. Вылилось это детское увлечение в дело всей жизни. Несколько лет Вячеслав Николаевич занимал пост ответственного секретаря творческого объединения «Аллея», с персональными выставками объездил не только множество городов России, но и выставлялся в Чехии и Франции, его работы есть в собраниях музеев и частных коллекциях. «Я не один, пока я с вами...» – так называется юбилейная выставка художника. Но по сути своей художник всегда одинок. Только так, отрешившись от всего, он может создать нечто настоящее, что найдет отзвук в сердцах зрителей. Вячеславу Клапше это явно удалось. Лариса ДРАЧ.