Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 15 августа 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/38990/

Успенский пост

рубрика: Культура

Две недели Успенского поста (с 14 по 28 августа) начинаются праздником «Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. В городе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (по нашему гражданскому календарю 14 августа), две недели эту святыню носили по улицам и площадям и служили литии (молебны) «для освящения мест и отвращения болезней».


В Русской церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года, известие о чем сохранилось в хронографах XVI века: «Крестился князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот праздник полагается выносить из храма Крест и поклоняться ему. После праздничной литургии вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора (поэтому праздник и называется в народе «медовый Спас»). 19 августа Православная церковь отмечает двунадесятый праздник (то есть один из двенадцати главнейших православных праздников) Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе его называют «яблочным Спасом». Но по праву нужно было бы назвать «виноградным Спасом», потому что именно виноград, а не яблоки освящает церковь в этот день специальным чином. Вместе с виноградом и все вообще «начатки овощей», в том числе и столь любимые всеми яблоки. Они на Руси как бы заменили привозной, а потому дорогой и редкий виноград. Его как сырье для церковного вина, используемого в таинстве евхаристии, нельзя вкушать до 19 августа стремящимся к благочестию православным. как, впрочем, и любые другие плоды нового урожая, пока их начатки не будут принесены в церковь для молитвы благодарения Создателю и освящения их употребления. Смысл же праздника Преображения никак не связан с яблоками. Две тысячи лет назад на горе Фавор Иисус из Галилеи приоткрыл ближайшим своим ученикам тайну Своего Божества, на их глазах преобразившись в нестерпимое для человеческих глаз нетварное сияние Божественной Своей Ипостаси. Таким образом, Преображение – это праздник явления Иисуса Христа людям как Бога и Сына Божия. Ибо Небесное сияние сопровождалось гласом Божиим с Неба «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». В другом месте Евангелия Сам Христос называет Себя виноградною лозою: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». Вот почему к этому летнему празднику приурочено торжественное освящение «плодов лозных», а с ними и прочих поспевших овощей, которые как нельзя кстати, ведь в среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи. во вторник и четверг можно есть вареную пищу, но без масла, а по субботним и воскресным дням разрешается пища с растительным маслом. И только в день Преображения Господня, 19 августа, разрешается рыба. Но на самом деле поститься – это не просто чего-то не есть. По наставлению преподобного Дорофея постом мы не только должны соблюдать свою меру в пище, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы так, как постимся чревом, поститься и языком, удерживаясь от клеветы, лжи, празднословия, уничижения, гнева. одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно. Так же и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Настоящий постник, учит святой Тихон Задонский, есть тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления, а сердце – от желания чужих вещей. Как важен пост душевный, так полезен и пост телесный, потому что он служит нам ко умерщвлению страстей. Но пост душевный нам нужен в первую очередь, поскольку телесный без него – ничто! Да постится ум твой от суетных помышлений, память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения, очи от худого видения, уши от скверных песней и клеветнических шептаний. да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова, руки от убиения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело! Воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, наставляет нас Тихон Задонский. Венчается Успенский пост величественным двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, который приходится на 28 августа. Священник Александр СМИРНОВ.