Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 24 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/39684/

Универсальный солдат

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Редко кто из актеров, имея за плечами два театральных образования и почти пятнадцатилетний стаж работы, может про себя честно, не напрашиваясь ни на комплименты, ни на сочувствие, сказать: я актер второго плана. Сергей Цепов, артист академического театра драмы имени Волкова, заметил вскользь, что некоторые его работы в театре из разряда «кушать подано». Просто констатируя факт – да, так сложилось.


Рассказал, что как-то пригласил в театр своих друзей – очень уж этим людям, далеким от искусства, захотелось посмотреть «Серегу на сцене». После спектакля они были в недоумении: «Как? Это все? Вышел, прошел, там реплику подал, тут... И все?» Пришлось согласиться, что все. «Ладно, пойдем отметим хоть это». Чтобы быть до конца честными, вспомним наиболее весомые роли Сергея Цепова в театре за последнее время: слуга Григорий в «На всякого мудреца...», барон Кутьеро де Кастро в «Фермозе», в «Лесе» по Островскому – Карп... В новые репертуарные постановки театра, которые предполагается вывести в свет в этом сезоне, Сергей, увы, приглашений не получил. А между тем первые шаги на подступах к профессии давались ему более чем легко. Нельзя сказать, что он с детства грезил сценой. Мечт было много, и все они были далеки от искусства. Родители, по словам Сергея, из рабоче-крестьянской среды. Узнав, что сын поступил в театральное – он поставил их просто перед фактом, – сначала развели руками, потом этими же самыми руками махнули. Что говорить, если дело сделано? Словом, будь это пьеса, стоило бы сделать ремарку – «семья безмолвствует». Потом они, конечно, радовались успехам Сергея. Окончив Нижегородское театральное училище, он получил приглашение в Кировский драматический театр, а уж оттуда его переманили в наш академический. – А как же чеховская реплика «в Москву, в Москву»? Ведь все провинциальные актеры рано или поздно начинают грезить именно столичной сценой. – Тут вмешалось провидение. Я, не будучи оригинальным, конечно же, поехал поступать в Москву, в Щепкинское училище. Но по дороге у меня так разболелись зубы, что к моменту подачи документов из-за раздувшейся щеки лицо было весьма асимметрично. Документы я подал, тут же забрал и отправился лечить зубы. Не до искусства мне было в тот момент. Высшее театральное образование Сергей все-таки получил – уже в Ярославле, пройдя школу мастера Сергея Куценко. Но если нельзя сказать о том, что театральный роман Цепова сложился удачно, то роман кинематографический, напротив, радует. В принципе для провинциального актера быть востребованным в серьезном кино – не сериального уровня – не просто большая удача. Сергей же говорит об этом весьма лаконично (самолюбование ему вообще несвойственно): «Тут дело случая. Просто важно оказаться в нужное время в нужном месте. Я оказался». Между тем в кинематографическом багаже Сергея Цепова уже почти десяток серьезных работ. Первой из них стал фильм «Меченые» (режиссер Сорокин). Эта лента про отечественного Робин Гуда, который бросил вызов местной мафии. – Играли, судя по вашей внешности, самого Робин Гуда? – Увы. Положительная роль досталась главному менту из «Улицы разбитых фонарей» – Нилову, а я был представителем мафиозных структур по кличке Хмурый. У меня там мало реплик. – Очень жаль. У вас потрясающий тембр... Голос у Сергея Цепова действительно обворожительно низкий, глубокий, богатый интонационно. – Я вам больше скажу. Даже те несколько реплик умудрились продублировать... тенором. Я сам себя не узнал. После «Меченых» был фильм «Серп и молот» режиссера Ливнева. Он, как это часто бывает, практически остался незамеченным для российского зрителя, хотя на фестивалях разного уровня взял много призов, даже в Каннах отмечен. Потом была работа в «Чеке», лента снималась в Ярославле, Сергей сыграл там киллера. – Что-то вас все на бандитскую тематику тянет... – Не могу сказать. Вот «На углу у Патриарших-2» – у Дербенева я играл, наоборот, милиционера. – Но все равно, выходит, две стороны одной и той же медали! – А вообще-то да, фифти-фифти. Вот в сериале «Монах» с Женей Сидихиным в главной роли я сыграл бандита по кличке Тяпа – фильм вот-вот выйдет на экраны. Но одновременно я снимался у Бородянского в сериале «Захват» – там я играл майора ГИБДД, очень хорошего мента. С последним фильмом вышла забавная история. Сергей, как и многие из актеров, полностью сценарий не читал – только свой кусок. По сценарию выходило, что это детектив чистой воды. Сергей и играл «дюдик». А потом случайно услышал, как режиссер дает интервью, в котором несколько раз повторил, что он снимает... комедию. – Вот те раз, подумал тогда я, все играют комедию, а я – детектив? Что-то не вытанцовывается. Но претензий к актеру у Бородянского не было. Потом последовало приглашение на съемки по книге Пикуля. В этой ленте у Сергея Цепова одна из главных ролей, он играет американского матроса Боба Брэнгвина, который по идейным соображениям устроился в команду корабля-эскорта. По роли он – один из четверых спасшихся во время расстрела каравана. Все четверо высаживаются на Новую Землю, пытаются выжить. Потом их спасает русское рыболовецкое судно. По задумкам режиссера «Ленфильма» Александра Котта, лента должна быть максимально приближена к документальной, в нее включено много архивных фрагментов. Поэтому никого из узнаваемых звезд российского кино было решено не приглашать. Съемки велись под Мурманском, в Баренцевом море. Ярославские актеры там провели больше месяца. Самым трудным, по словам Сергея, были не суровые физические условия, не выматывающие по 14 – 15 часов съемки, а необходимость говорить... по-английски. Сергей на вопрос: «Ду ю спик инглиш?» – ответил конкретно: «Абсолютно ноу – в школе учил немецкий, в театралке – французский. Английский для меня просто «птичий» язык». Перед каждой съемкой приходилось зазубривать наизусть слова-абракадабры да еще принимать во внимание вовсе уж непонятное произношение. Успокаивает одно: озвучивать фильм будут люди с хорошим знанием английского, а то сложится ситуация как в «Красной жаре», когда Арнольд Шварценеггер играл русского. «Одно меня беспокоит, – вздыхает Сергей, – подсунут опять какого-нибудь тенора!» Съемки проходили в условиях, приближенных в боевым. Взрывы, бои на море, разлетавшиеся в щепки шлюпки, трупы, окровавленные руки-ноги. «Перл-Харбор» в миниатюре. «Коптили нас пиротехники основательно, – вспоминает Сергей, – отмываться приходилось по часу. У нас на съемках был негр, так вот к концу съемочного дня по цвету кожи нас невозможно было отличить». Сейчас Сергей Цепов продолжает участвовать в съемках. На сей раз в 12-серийной ленте «Штрафбат», фильм снимает режиссер Николай Досталь по сценарию Володарского. Съемки идут под Москвой, на полигонах, время действия – Великая Отечественная. – Работа в кино у вас складывается гораздо удачнее, чем в театре. Кем вы себя считаете – театральным актером или киношным? – Я себя считаю просто актером, универсальным. Для меня одинаково интересно и сниматься в кино, и играть на сцене. На съемках я получаю огромное удовольствие от общения с командой, там не успевают погрязнуть в интригах, постоянно происходит обновление взаимоотношений, не успевает накапливаться негатив, все работают в режиме нон-стоп. Очень хочется, чтобы актер, столь востребованный российским кинематографом, был столь же востребован и на сцене. Чтобы упомянутая выше универсальность была не только на словах. И хочется верить, что я дождусь того дня, когда Сергей Цепов позвонит и пригласит меня на премьеру, в которой у него будет главная роль.