Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 27 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/39746/

Дельфин уничтожил русалку

рубрика: Культура

Поп-звезды часто жалуются, что журналисты почем зря лезут в их личную жизнь. По-человечески их можно было бы понять. Но ведь это по-человечески. А поп-звезда – это уже не очень-то и человек. Это, как ни крути, звезда. Артист продает душу публике. И права на личную жизнь у него больше нет.


Последние два года были ознаменованы разными скандалами из личной жизни звезд. Подавляющее большинство этих скандалов на поверку оказались неуклюжими разработками пресс-служб артистов (что, кстати, лишний раз доказывает тезис о том, что никакой личной жизни у звезд нет). Но была пара эпизодов, сходных как естественностью, так и техникой. И раз эти события оказались настоящими, а не придуманными, интересно проследить их последствия как для участников, так и для поп-культуры вообще. Я имею в виду шумные разводы двух звездных пар – Игоря Николаева с Наташей Королевой и Александра Шульгина с Валерией. Не вдаваясь в причины, которые привели к разрыву семейных союзов (они всегда банальны), займемся исследованиями последствий разрыва союзов творческих. В творческом плане обе пары были устроены достаточно похожим образом: мужчина писал песни, а женщина эти песни пела. В обеих парах до союза с мужчиной женщина была практически никому не известна и никогда не исполняла материал других авторов. Разница была лишь в том, что Игорь Николаев писал для других артистов и пел сам, а Александр Шульгин сам не пел, для других не писал, но занимался администрированием и продюсированием нескольких немаловажных для шоу-бизнеса артистов. Разница для нашего исследования достаточно важная. И вот, что называется, «разошлись, как в море корабли». В мужской части крохотного российского шоу-бизнеса не изменилось ничего. Разве что Игорь Николаев, испереживавшись от разрыва с любимой, написал несколько отличных песен. Пожалуй, эти песни (с альбома «Прости и отпусти») стали лучшими из тех, что Николаев сочинил для себя. Или душевная травма простимулировала, или какая причина попроще была, например, больше Игорю Николаеву не надо отдавать лучшие мелодии супруге или какой другой дружественной певице – ведь резкий качественный контраст между песнями, что Николаев писал для Пугачевой, Аллегровой, Гурцкой, Королевой, и теми, что он писал для себя, всегда был поводом для отдельного интереса журналистов. А вот в женской половине русской поп-культуры ситуация изменилась, и значительно: в один момент со сцены исчезли две сверхпопулярные и кассовые певицы. Возник даже некоторый дефицит, благодаря которому совершенно незаслуженного статуса добились второразрядные (или третьеразрядные?) дивы, такие как Лолита Милявская или даже Маша Распутина. С тех пор как случились эти два разрыва, журналисты в кулуарных разговорах не уставали спорить о том, кому из двух певиц повезет больше и вернутся ли они на сцену вообще. Авторы вроде Шульгина и Николаева на дороге не валяются, но и Валерия, и Наташа Королева все же не из Надыма приехали – опыта и популярности им не занимать. Ставили больше на Королеву: во-первых, ее сценический образ попроще, чем у Валерии, поэтому и репертуар ей подобрать несколько легче. Во-вторых, Валерия, как известно, покинула столицу и на несколько месяцев уединилась со своими детьми в Саратовской области, не проявляя никакого интереса к работе. Ставки на Королеву, однако, оказались проиграны. За отчетный период Наташа «порадовала» публику лишь двумя скучнейшими и бездарнейшими дуэтами со своим супругом Тарзаном. Валерия же, начав летом с довольно обычной (но все же пристойной) песни «Была любовь», уже к осени выпустила настоящий стопроцентный хит «Часики», пусть очень похожий на песню Head Over Heels с альбома 1983 года The Visitors группы ABBA, но все же безусловный и постоянно заказываемый на радио. Да и ABBA, как ни крути, не самый плохой образец для подражания. Все б с нее драли, глядишь, и жизнь стала бы веселее. Отчего так получилось? Ведь Наташа Королева, хоть и занимается воспитанием маленького ребенка, все-таки находится в Москве, в окружении своих многочисленных друзей, приобретенных еще в то время, когда она была женой Игоря Николаева. Однако нового материала у Наташи нет. А за Валерией в город Аткарск приезжает не кто-нибудь, а сам Иосиф Пригожин, уговаривает ее, находит и оплачивает отличные песни, снимает клипы и делает эфиры на радио. Конечно, можно сказать, что мастерство Валерии все же несколько отличается от мастерства Наташи Королевой. Кроме того, Пригожину Валерия больше подходит по стилю (другие артисты этого продюсера – Кристина Орбакайте и Авраам Руссо). Но разве все это мешает Наташе Королевой просто купить себе хорошие песни и спеть их? Нет, не мешает. Мешать Наташе может другое. Композиторы могут просто бояться давать ей песни, опасаясь реакции Игоря Николаева. Игорь Николаев – это вам не Александр Шульгин. Шульгин – профессиональный продюсер. А Игорь Николаев – это эпоха. Последние двадцать пять лет он находится в самом центре русской поп-музыки, его авторитет колоссален, даже Игорь Крутой при всех своих финансовых возможностях не может того, что может Николаев. Лучшие певицы страны обязаны ему своей славой. Другого такого автора в русском шоу-бизнесе попросту нет. Конечно, он мало похож на сурового старца, одним движением пальца решающего судьбы композиторов, продюсеров и артистов. Однако вспомним концерт, который Николаев дал в Кремле прошедшей весной. Огромный попсовый сборник, приуроченный к телевизионному вечеру 8 Марта. Наташи Королевой в том концерте не было (как, впрочем, нет ее ни на одном сборнике в Москве вот уже больше года). Существуют две возможные причины, по которым ее могло там не быть: или она не пришла сама, или же ее не пригласил бывший супруг. Из программы концерта стало совершенно очевидно, что верен второй вариант. Николаев не только не пригласил бывшую супругу и исполнительницу подавляющего большинства своих песен, но и публично уничтожил ее как исполнительницу. Уничтожение было ритуальным и изысканно жестоким: песню «Дельфин и русалка» исполнила одна Кристина Орбакайте, а «Такси» Николаев спел вдвоем с Катей Лель. Лишь две песни Николаев и Королева исполняли вместе, а теперь их не связывает даже это. Свидетельницей расправы над образом русалки, едущей с дельфином в такси, стала вся страна. В том числе и авторы песен – как именитые, так и не очень. Сигнал суперкомпозитора они приняли и запомнили. Наташа Королева может расслабиться и варить свой борщ – на поп-сцену ей больше не вернуться. Впрочем, я могу и ошибаться. Всегда приятно ошибиться в подобных рассуждениях. Маша П. (Dni.Ru).