Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 октября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/39991/

Tри в одном

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Представьте: захотелось вам выпить чашечку кофе. Есть два варианта. Первый – пакетик с непонятным содержимым, но с надписью «три в одном». И второй – кофе в турке, рядом – сливочник и сахарница. Что вы предпочтете? Думаю, ответ предсказуем. Вы можете не любить сливки или пьете кофе без сахара – выбор, каким именно кофе наслаждаться, предоставляется вам. Первый вариант выбора не оставляет.


Эта странная ассоциация пришла мне на ум во время вернисажа в выставочном зале Союза художников. В одно и то же время в разных залах там открывались три персональных выставки. И несмотря на задуманную широкомасштабность художественной акции, ситуация сложилась натянутодвусмысленная. Для каждого из виновников торжества персональная выставка – это событие. Разделить радость к каждому из художников пришли гости, поклонники, друзья. Но есть негласный протокол проведения подобных мероприятий: выставку надо официально открыть и сказать добрые слова в адрес автора. Занимается этим, естественно, начальство. Но вот беда: начальство (из скольких бы человек не состояла делегация) – одно, а художников (в нашем случае) – трое. Вот и вышло, что два вернисажа (очевидно, рангом пониже) решено было открыть «хором» – чтобы два раза не говорить одни и те же слова, а третью выставку – не просто персональную, а юбилейную – обособить. И вот все слова и напутствия сказаны, аплодисменты отзвучали, две экспозиции «дуплетом» открыли... Но только было виновники торжества предложили гостям разделить их радость за бокалом вина, как начальство строем быстренько покинуло зал – конвейер не может простаивать! – оставив и художников, и их ничего не понимающих гостей с вытянутыми лицами. Возникает вопрос: неужели нельзя было так спланировать открытие каждой из этих выставок, элементарно разнеся их по разным календарным датам, чтобы главные герои праздника не чувствовали себя обделенными вниманием? Акварель женского пола Если «девушки как звезды», то женщины – как цветы. Это недвусмысленно продемонстрировал в своей экспозиции один из лучших акварелистов города Иван Бухаров. В предложенном на суд зрителей тропическом изобилии цветов обнаженные женские фигуры смотрелись так органично, что невольно приходили на ум сравнения: вот эта ню – явная орхидея, а эта – больше похожа на бутон лилии. Полуразмытость линий, недосказанность привносит элемент таинственности во вполне реальную натуру. «Живопись Бухарова – красива, чувственна, – подчеркнул директор департамента культуры и туризма Юрий Иванов, давний поклонник творчества художника, – и не надо путать ее с «красивенькой». Но и без этих комментариев вряд ли кому в голову пришло бы такое. Безусловным плюсом данной выставки явилась грамотно выстроенная экспозиция. Сказался профессионализм автора в данном вопросе – он работал над созданием экспозиций и в музее истории города, и в Карабихе. К обсуждению темы «Женщины – цветы – акварель» еще не раз обращались во время вернисажа. Кто-то из друзей Бухарова, отмечая несомненный дар художника, заметил, что «акварель – она как баба» (в том смысле, что с ней надо уметь обращаться). Тут же послышался контраргумент: «Акварель – как красивая девушка...» Страсти разгорелись не на шутку, и потушить их смог лишь Александр Кравцов. Он пригласил спорщиков в другой зал, познакомиться со своими работами. Портрет авто и домино Александр Кравцов – «серийный» художник. Но не в том смысле, что живопись у него поставлена на поток и он штампует одноплановые картины одну за другой. Нет. Каждое его полотно оригинально, куртуазно, с глубокой философской подоплекой. Единожды познакомившись с почерком художника, его не спутаешь больше ни с кем. Но уж если ему попадается лакомый объект, Кравцов не спешит с ним расставаться. Так и на этой экспозиции (при всем богатстве предложенных сюжетов) в глаза бросался один – автопортрет. Не портрет художника, а портрет автомобиля. Трепетное, ироничное отношение мастера к четырехколесному другу человека точно одушевляет эту груду металла. И вот перед нами предстает автомобиль-гуляка, авто-лихач... На выставке Кравцова не соскучишься. Не успеешь порадоваться тому, как автор обыграл тему рыбы в домино, как с другого полотна на тебя выплывают «расписные Стеньки Разина челны» – тяжеловесные, старинные, еще угольные утюги, бороздящие морскую гладь. Каждое полотно Александра – как соль анекдота, как спектакль, как коктейль из профессионализма и добротного чувства юмора. Судя по тому, что работы Кравцова находятся в частных коллекциях в Англии, Германии, Швейцарии, Канаде и Израиле, многие любители живописи оценили его по достоинству. Рука, что держит кисть и дарит свет «Восхождением к последнему жизненному перевалу» назвал свою персональную выставку, приуроченную к 75-летию, художник и альпинист Сергей Иванович Севрикеев. «Но я собираюсь подольше тянуть это восхождение, – поделился он, – поскольку вообще не люблю спусков». Сейчас уже непонятно, кто же Севрикей Иванович (именно так называют его друзья) в первую очередь – художник или альпинист. Первые полвека основным его призванием была живопись, это без сомнения. Но когда в 53 года он отправился в свой первый поход, а в 60 получил первый взрослый разряд по альпинизму, призвание явно раздвоилось. Отступать некуда, решил Сергей Иванович, и свое 75-летие ознаменовал подъемом на Эльбрус. «Сергей Иванович, философ и поэт, Едва родившись, выучил три слова: Рука, что держит кисть и дарит свет, Гора, что манит ввысь, души основа». В этих строчках, посвященных юбиляру, пожалуй, сконцентрировался весь жизненный и творческий путь большого мастера, отличного спортсмена и хорошего человека. «Лишь художнику дана возможность одновременно представить итог всей своей жизни, – сказал Сергей Иванович, указывая на свои полотна, – я был реалистом, не отказываюсь от этого метода и сегодня. Надеюсь, что вы меня поймете и прочувствуете все, что я хотел выразить, беря в руки кисть».