Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 октября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/40153/

Цвет сквозь время

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ.

Каким был Ярославль до революции? Какими красками были расцвечены его дома и храмы? Воспоминания современников предлагают нашей фантазии три цвета – белый, красный, зеленый. Именно они преобладали в гамме старого Ярославля.


Могут помочь воображению 13 живописных полотен, хранящихся в художественном музее. В экспозиции находятся только две картины – Васнецова и Шухвостова, остальные в фондах, их видели немногие. Музей-заповедник располагает черно-белыми снимками города, но цветных документальных свидетельств жизни Ярославля нет не только дореволюционных, но и довоенных – до 1945 года. И вдруг в 2000 году специалисты центра новых информационных технологий Ярославского университета имени П. Г. Демидова обнаружили на сайте библиотеки Конгресса США уникальные изображения нашего города начала ХХ века. Разработав собственный метод компьютерной обработки старого изображения, они сделали цветные фотографии размером метр на метр, высочайшего качества, с отчетливыми мелкими деталями. Можно представить, что испытали музейщики, увидевшие фотографии, о каких и не мечтали. Автор старых снимков – российский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, все наследие которого – 2615 стеклянных негативов – хранится в библиотеке Конгресса США. Изображений Ярославля в коллекции 53, 17 из них можно сделать цветными, а всего снимков Ярославской земли 253. С. М. Прокудин-Горский родился в 1863 году в Петербурге. Учился в императорском Александровском лицее, затем в технологическом институте. По образованию – химик, ученик Д. И. Менделеева. По призванию – фотограф, один из изобретателей цветных слайдов. В 1907 году он предложил использовать все новейшие достижения цветной фотографии для документальной съемки России. Проект работы направили царю, и Николай II поручил Прокудину-Горскому запечатлеть всевозможные стороны жизни всех российских губерний. Царь подписал фотографу специальное разрешение, обеспечивающее ему полную поддержку властных структур и доступ в любые места. Для работы был предоставлен специальный железнодорожный вагон, приспособленный для обработки негативов. Путешествие фотографа-изобретателя длилось 7 лет – с 1909 по 1915 год. За это время он сделал более 30 тысяч снимков, составивших 10 тысяч триплетов. Суть его изобретения сводилась к тому, что на узкой стеклянной фотопластинке он делал три изображения одного и того же предмета. Каждое несло информацию об одном из трех основных цветов. Пропуская триплет через проектор собственной конструкции, он совмещал все три изображения, получая цветную картинку. Безусловно, она отличается от тех фотографий, которые можно сделать с помощью современной техники, но для начала века это было настоящей сенсацией. В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал и увез свою коллекцию. Умер русский изобретатель в Париже в 1944 году. Наследники вскоре продали всю коллекцию стеклянных негативов библиотеке Конгресса США за огромную по тем временам сумму – 6 тыс. долларов. Сотрудник Ярославского университета Дмитрий Константинович Морозов,обнаружив снимки в Интернете, загорелся идеей вернуть коллекцию на Родину, хотя бы ее ярославскую часть – 253 снимка. Для восстановления этой части собрания Прокудина-Горского требуется около 40 тыс. долларов, для возвращения всей коллекции – более миллиона. Пока на начало работ деньги выделило Министерство образования – восстановили семь изображений города, которые вместе с американскими работами и составили выставку, путешествующую сейчас по России. В Ярославле она остановилась в музее-заповеднике. Музейщики мечтают вернуть изображения родного города домой. Уникальные цветные свидетельства ушедшей эпохи пополнят наши представления о Ярославле, помогут в реставрации храмов, иконостасов и церковной утвари. Наверное, самый простой путь – попросить денег у американцев на восстановление и печать фотографий из этого собрания. Но Дмитрий Морозов, открывший для ярославцев коллекцию Прокудина-Горского, уверен, что деньги надо находить здесь – американцам это не нужно. А на благородный жест нынешних владельцев коллекции – предоставление права пользоваться снимками через Интернет – сотрудники университета ответят достойно, отправив в сеть все обработанные в Ярославле снимки, добавив к коллекции Прокудина-Горского несколько десятков работ фотографов начала века, сегодня хранящихся в музее-заповеднике.