Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 06 ноября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/40486/

Караченцов устать может только от безделья

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Вчера вечером в ярославской «Родине» краткой тронной речью президента IV фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», народной артистки РФ, режиссера Аллы Суриковой открылась четырехдневная программа фестивальных показов в Ярославле и Рыбинске.


В афишах кинотеатров «Родина», «Аврора», «Волга», «Октябрь», театра кукол, рыбинского «Центрального» – около трех десятков лент, о каждой из которых можно сказать: не просто «новая», а «премьерная». Зрителей ждет редкостное по нынешним временам удовольствие – пообщаться, причем бесплатно, с режиссерами, артистами, киноведами, продюсерами. На экране «Родины» шел вчера фильм «Фото». После сеанса в зале словно из-под земли вырос собственной персоной Николай Караченцов, исполнитель главной роли Левы Зудова в этом трагифарсе Александра Галина. Судя по реакции зала, картина ярославцам понравилась гораздо больше, чем членам жюри недавнего «Кинотавра». Вопреки ожиданиям кинобомонда в Сочи новинка была оставлена без наград. Широченная улыбка гостя определенно доказывала, что он неизменно следует знаменитому чапаевскому завету «наплевать и забыть». Из всех видов смешного Караченцову вообще ближе всего, как сам он говорит, здоровая ирония, в том числе и по отношению к самому себе. Не иначе как по этой причине Николая Петровича, сыгравшего в кино больше сотни ролей и три с половиной десятилетия не изменяющего театру своей молодости «Ленкому», врасплох застать не удается никому ни на каких блицопросах. Великодушен к любым благоглупостям интервьюеров. Легко находит верный тон при откровенных подначках. Когда, к примеру, кому-то из наших коллег покоя не дает глобальная проблема, почему его фамилия «Караченцов» кончается на «ов», хотя ударение не падает на последний слог, обладатель странной фамилии не отказывает себе в удовольствии на полном серьезе просветить собеседника. Дескать, когда-то отец, показывая антикварное блюдо, подаренное их предку графом Юсуповым с надписью «Караченцов», наставлял сына: твердо запомни, что «мы – цовы». Провокацию с выяснением того, часто ли ему приходилось обманывать женщин, артист парирует с изяществом опытного фехтовальщика. Грешен, говорит, был, и много раз. Дав любопытствующему слегка поволноваться в предвкушении горяченького в длинной «мхатовской» паузе, оставляет его с носом. Обманывал – да, но только на сцене и на экране, один доблестный предводитель гёзов Тиль Уленшпигель из ленкомовской постановки чего стоит, ну и бабник! Бывает, что интересуются здоровьем его любимой собаки Мили. Уважит просьбу поведать, как она поживает, посвящением в семейную тайну, известную, однако, всему «Ленкому». Года два назад был у Мили приступ. Медицина уверяла, что дело безнадежное. Кто только не помогал несчастную выхаживать! В постановочном цехе делали специальные помочи для восстановления двигательных навыков лап. Псина чувствует себя не очень хорошо, но бегает, лает, улыбается. Любит поострить Караченцов и насчет того, как о его биографии, возможно, будут судачить потомки: «Артист, чьим голосом говорит Бельмондо», имея в виду, что не раз дублировал его роли. Но в разговоре о своей жизни в искусстве неизменно ценит краткость, точность в подробностях. Иногда сказанное им тянет на хороший афоризм: «Сцена как баня – погоны и регалии остаются за кулисами» или «Уволиться из театра для меня все равно что уехать в эмиграцию». В помощь высших сил Николай Петрович в свои 59 лет не верит. Убежден, что судьбу он сделал собственными руками. Жизнь идет в жестком цейтноте, но устать может он только от безделья. Откуда берет силы? Заряжается от самой динамики жизни. С большой охотой курирует необычную школу искусств в подмосковном Красногвардейске с профилем от конного спорта до балета. А разрядку в основном дают хобби: теннис, автомобиль, с недавних пор – чечетка. Из любимых мест отдыха первым обычно называет Щелыково, бывшее имение драматурга Островского под Костромой. В еде неприхотлив, предпочитает картошку с селедкой, макароны по-флотски, домашние котлеты. Не любя риторики, фирменный девиз Караченцов все же имеет: «Сдюжим, прорвемся, победим!» Самая запомнившаяся похвала из всех, что он о себе слышал, это когда одна женщина сказала: «Я выжила только благодаря вашей роли в фильме «Старший сын». Чего наш народный артист в жизни боится? Как и все актеры, боится он стать ненужным. Не считая себя артистом «из дешевых», склад собственного характера Николай Петрович определяет как «некоммерческий». Дорожа актерской репутацией, участия в эффектных, но сомнительных проектах избегает. Когда с продюсерами разговаривает о деньгах, краснеет и немеет: «Неловко торговаться». Из важнейших последних новостей семейной жизни первой называет рождение внука Петра. Назвали так в честь прадеда, известного художника-иллюстратора. Вчерашний разговор в Ярославле, как и следовало ожидать, получился преимущественно киношным. Синема для него – проверка на мастерство и возможность расширять творческий диапазон: в «Ленкоме» Вампилов никогда не шел, и не сыграть бы ему, наверное, «Старшего сына», если бы не кинематограф. Его большая боль – как возвратить в залы потерянную молодежь. Во всем мире на кинорынке в конечном счете побеждает тот, кто лучше говорит о вечных ценностях человеческих. Конечно, не преминут ярославцы спросить гостя о новых ролях. Снялся у Аллы Суриковой в картине «Если завтра в поход», у Дмитрия Астрахана в «Тартарене из Тараскона». Увидим мы Караченцова и в новой картине с рабочим названием «Колхоз», где он играет роль председателя. Работать с молодым режиссером «Колхоза» Максимом Воронковым мэтру интересно, и как он предполагает, не только ему. В свои тридцать лет Максим успел снять восемь картин. Кстати, одна из них – «Интимная жизнь С. Бахова» как раз сегодня пойдет в «Волге» по программе фестиваля кинокомедии. Закончится нынешний день большим парадом звезд на праздничном открытии фестиваля «Улыбнись, Россия!» в Волковском театре.