Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 11 ноября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/40522/

Из всех искусств – важнейшее

рубрика: Культура

Нынешняя осень в Ярославле оказалась щедрой на фестивали. Да на какие! Международный Волковский театральный, Российский современной народной песни и, наконец, кинофестиваль «Улыбнись, Россия!». В гости к ярославцам приехали звезды первой величины: Людмила Гурченко, Николай Караченцов, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Куравлев, Борис Грачевский, Владимир Этуш, Наталья Селезнева, Лариса Рубальская, Татьяна Конюхова, Валентина Талызина, Аркадий Инин, Ян Арлазоров.


Выход на сцену на церемонии открытия президента фестиваля – режиссера Аллы Суриковой был весьма оригинален – в русском хороводе, в национальном костюме «плыла» она по сцене и вдруг взмыла вверх – улетела в небеса и оттуда с грохотом шлепнулась. Упала, конечно, не она, а кукла. Но, сказала Алла Сурикова, именно так приходится порой падать людям искусства. Поверить в то, что они падают, нетрудно – кинокомедий, которые завоевали бы всеобщую зрительскую любовь, давным-давно нет. Четыре дня просмотров это подтвердили. Обещанные встречи с режиссерами, актерами, критиками должны были «ввести ярославцев в тему». Но вот встретиться со зрителями, об уважении и любви к которым так убедительно говорили на праздничном вечере, захотели не все. Поздоровались с ярославцами перед просмотром комедии «Бомба для невесты» режиссер Александр Павловский и актер Дмитрий Харатьян. А после просмотра ни поговорить, ни задать вопросы было уже некому. Фильм «Бомба для невесты» снят по сценарию Наталии Павловской, а главную роль исполняет внучка режиссера. Актерские династии – дело обычное и часто интересное, но эта лента вряд ли принесет славу семье. Комедия предполагает смех в зале – его не было, зрители уходили, не дождавшись конца фильма. Комедия очень напоминает нелучшие советские глуповато-несмешные фильмы, о которых забывали сразу после просмотра. Однако исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян настроен весьма оптимистически, полагая, что кинематограф в России переживает эпоху ренессанса. Может это из Ярославля его не видно, а в столице уже все в порядке? Зрители, собравшиеся на премьеру изящного, стильного «Железнодорожного романса» режиссера Игоря Соловова, ждали встречи с Леонидом Куравлевым и Ниной Гребешковой. Актер Ярославского кукольного театра Валерий Смирнов, который открывал киносеанс, не решался без представителей фестиваля запустить фильм. О том, что актеры не придут, не предупредили даже его. А гости, как выяснилось, отправились на творческий вечер народного артиста СССР Владимира Этуша в ДК имени Добрынина. Сам вечер, впрочем, оставил двойственное впечатление. Выступления-экспромты не раз переходили грань, за которой явное неуважение к зрителям – что ни скажи, все проглотят. А вот 80-летнему артисту зал аплодировал стоя – не за этот творческий вечер, а за те талантливые роли, которые вошли в классику советской комедии. Едва ли не единственным участником фестиваля, который не пренебрегал встречами со зрителями, была критик Ирина Шилова. Она переезжала из кинотеатра в кинотеатр, предлагая зрителям задать ей любые вопросы по просмотренным фильмам. Но зритель рассчитывал встретиться с любимыми артистами, которых критик никак заменить не может. Увидев вместо Лидии Федосеевой-Шукшиной Ирину Шилову, зрители, пришедшие на просмотр фильма Сергея Никоненко «А поутру они проснулись», разочарованно выдохнули – опять обманули. Трагифарс Александра Галина «Фото» с Калягиным и Караченцовым не получил на фестивале никаких наград, но именно поэтому обойти его вниманием было бы равнозначно признанию того, что такой картины в его программе вовсе и не было. Авторы приглашают нас поприсутствовать на странной встрече двух профессиональных фотографов. Некогда, сами того не желая, два дружбана поломали через колено судьбу актрисы местного драмтеатра Светланы Кушаковой и крупно подставились сами. Угораздило же их как раз под пражские события с введением в столицу Чехословакии советских танков послать ее «ню» в журнал «Чешское фото». Место встречи – списанный ржавый волжский теплоход, теперь зачем-то богато иллюминированный, взятый в кольцо частной охраной, с купленными на одну ночь ресторанной челядью, девочками, оркестром оперного театра. С бомжеватым на вид Левой сразу все ясно. Николай Караченцов каким-то чудом на мах успевает убедить нас (умеют же люди!), что его герой, хоть и пожизненно застрял в провинции и, видимо, звезд с неба не хватает, но, по крайней мере, душу-то свою не пропил и не разбазарил. А вот к его столичному другу Паше у нас, зрителей, что называется, есть вопросы. Бычий загривок, бесстыжие глаза навыкате выдают в нем хозяина той житухи, где все идет враспыл, были бы деньги. Дурацкую фантасмагорию наяву «кремлевский фотограф» придумал не просто потому, что ему, женатому на больших деньгах, эдакая блажь по карману. Всего-то-навсего решил он в духе традиций русского купечества напомнить о себе девушке по имени Светлана. Именно на этом теплоходе, – почти на всхлипе вспоминает герой Калягина, – она некогда призналась ему в любви. Но Светлана Кушакова, ныне поломойка в том же театре, на свидание не придет. Трагифарс напрасных поисков собственной души закончился. Отвечая на вопрос, что из фестивальной программы понравилось ей больше всего, председатель отборочной комиссии киновед Ирина Шилова назвала работу Алексея Мурадова «Правда о щелпах». Под покровительством этих уральских духов, что воздают за добро и наказывают злоумышленников, действуют в этой грустной комедии самые что ни на есть живые люди – четверка однокашников, один из которых стал... владельцем крематория. В том, что герои экрана перестали быть симпатичными, видит наша собеседница одну из главных причин, по какой в 90-е годы опустели залы российских кинотеатров. Первые признаки возрождения отечественного кино, когда герой становится «объектом сочувственного наблюдения», видит Ирина Михайловна и в таких фестивальных картинах, как стильный авторский фильм «Похитители книг» Леонида Рыбакова или другая очень грустная история «Особенности национальной политики» Дмитрия Месхиева. Давать прогноз на прокатную судьбу показанной в «Родине» под занавес фестиваля картине Алексея Учителя «Прогулка», где на экране после случайного уличного знакомства за полтора часа флирта и пикировки девушка и двое ее спутников переживают нешуточную драму, не берется никто. Когда недавно кинокритик Кирилл Разлогов предположил, что успех ждет «Прогулку» только в русском прокате, автор, говорят, обиделся. Как бы то ни было, а картину, снятую по сценарию Дуни Смирновой с участием молодых актеров мастерской Петра Фоменко, почти одновременно с ярославцами увидели и в Нью-Йорке на фестивале русского кино. Как «Прогулка» прошла там, посмотрим. А пока Алексею Учителю причитается фестивальный приз – «За самую романтичную комедию». На закрытии фестиваля экспертный совет под руководством лауреата премии «ТЭФИ» Глеба Скороходова пару часов кряду раздавал призы зрительских симпатий, один оригинальнее другого. Победителями актерского конкурса «За вашу улыбку» с награждением белыми валенками ярославцы назвали Наталью Гундареву и Татьяну Кравченко за роли в картине Дина Махаматдинова «Криминальное танго». Диплом «За дерзость в освоении комедии в любом возрасте» увез домой в Москву кандидат технических наук Владимир Кучеренко. В свои 64 блестяще сыграл заглавную роль у Романа Фокина в фильме «Палач». Алексея Панина за лучшую роль в дебютной работе Руслана Бальтцера «Даже не думай» награждал вице-премьер фестиваля Леонид Куравлев. Ко всему остальному присовокупил и личный приз – футболку с надписью, не требующей комментариев: «Афоня». «Самым добрым фильмом для подрастающего поколения» ярославцы признали «Челябумбию» Валерия Быченкова. Впервые на этом фестивале награждали и зрителей. Приз «За лучшую идею будущей кинокомедии» завоевала математик-программист Ольга Балахматова. Экспертному совету понравился конкурсный текст «Искусство перевоплощения» – про то, как школьники решили сыграть для подшефного детского сада сказку «Три поросенка» и что из этой невинной затеи получилось. В самом конце церемонии закрытия обменялись презентами председатель оргкомитета IV фестиваля «Улыбнись, Россия!» вице-губернатор Ирина Скороходова и его президент Алла Сурикова. В Москву уехал майоликовый «Скоморох на баране». Отдарив Ирину Ильиничну своей новой книгой «Любовь со второго взгляда», Алла Ильинична закрыла фестиваль словами: – Если будет на то ваша воля, в следующем году мы вновь встретимся. Марина ШИМАНСКАЯ, Юлиан НАДЕЖДИН.