Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 26 ноября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/40829/

Судьба девушки из Нагасаки

рубрика: Культура
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

«Госпожа Бабочка», «Чо-Чо-сан», «Мадам Баттерфляй», «Чио-Чио-сан» – все это названия одной из самых популярных опер Джакомо Пуччини. Появление ее на Собиновском фестивале нельзя назвать случайным. Во-первых, в этом году исполняется 145 лет со дня рождения знаменитого итальянского композитора, во-вторых, опера «Чио-Чио-сан» была написана 100 лет тому назад. Наконец, для Владислава Пьявко, возглавившего на нынешнем фестивале парад теноров, первой крупной ролью на сцене Большого театра была именно партия Пинкертона.


А для Ирины Аркадьевой, солистки театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, роль Чио-Чио-сан оказалась дебютной на ярославской сцене. Впервые, и весьма неплохо, показала себя вновь созданная в филармонии хоровая капелла. На Собиновском фестивале стало уже традиционным концертное исполнение опер. Оно не предполагает декораций и костюмов, поэтому экзотика Страны восходящего солнца – кимоно, зонтики, веера, циновки – остались в воображении публики. Все внимание сосредоточилось на истории молодой японки, ее трагической судьбе, волнующей и по сей день. В мировой оперной классике этот образ настолько ярок и правдив, что существовал даже международный конкурс певиц «имени мадам Баттерфляй», а в Нагасаки, где по сюжету разыгралась трагедия, поставлен памятник японской певице Миуре Тамаке, спевшей партию Чио-Чио-сан две тысячи раз. Сюжетная линия вроде бы проста, без сложной интриги. Чио-Чио-сан родилась в богатой семье. Ее отец навлек на себя гнев Микадо и умер, а 15-летняя дочь стала гейшей. Какое страшное будущее уготовила ей судьба! Но вот появляется молодой американский офицер, лейтенант Пинкертон. Ему предлагают для развлечения молоденькую девочку-гейшу, а она влюбляется в обворожительного моряка. В своих мечтах она видит новую жизнь, озаренную лучами счастья. И вот в консульстве состоялось бракосочетание. Но Чио-Чио-сан не знает, что разыгрывается комедия, милая шутка. Ведь дома Пинкертона ждет невеста, с которой он соединится узами настоящего «американского» брака. Для нее «жених» – лучший из людей. Она отказывается верить, что Пинкертон вернулся за сыном, а не за ней, даже когда видит жену-американку. Не в силах пережить эту трагедию, Чио-Чио-сан лишает себя жизни. До сих пор отношение к поступку Пинкертона неоднозначное. Так подлец он все-таки или нет? – Принято почему-то считать, что подлец, – размышляет Владислав Пьявко. – Нет, Пинкертон любил Чио-Чио-сан, иначе не было бы в первом акте огромнейшего, красивого дуэта двух любящих друг друга людей. Когда его канонерка снова пришла в Нагасаки, он поднялся на гору, где стоял домик Чио-Чио-сан. Тут он понимает, что потерял. В последнем акте Пинкертон, спускаясь с горы, с половины дороги возвращается назад. Я абсолютно убежден, что он это делает потому, что чувствует: сейчас что-то произойдет. И не ошибается – Чио-Чио-сан рассталась с жизнью. В опере есть еще один персонаж, появления которого не предполагает концертное исполнение, – маленький сын Чио-Чио-сан. Интересно, как воспринимают трагедию на сцене малыши, играющие эту роль? Об этом рассказывает корреспондент нашей газеты Юлиан Надеждин. Его жена Татьяна Воскресенская, певица, обладавшая красивым лирическим сопрано и драматическим даром, много лет проработала в Пермском театре оперы и балета. Партию Чио-Чио-сан она спела 600 раз. – Почему-то роль сына всегда играли девочки, – вспоминает Юлиан Федорович. – И вот дочка работника постановочной части однажды не смогла выйти на сцену, и попросили сыграть нашего трехлетнего сына. Я, стоя за кулисами, выпускал его в определенный момент. Он бежал к Чио-Чио-сан с криком «мама!», когда она заносила нож, чтобы убить себя. Но, увидев бегущего к ней ребенка, бросала орудие смерти и, обнимая сына, пела свой прощальный монолог, а потом отводила его к игрушкам, сажала спиной к себе и уходила за ширму, чтобы сделать харакири. Затем, зажимая рану, роняла ширму и ползла к ребенку. Пермская газета заинтересовалась дебютом Алеши: был сделан его снимок, текст написала сама Татьяна. А Алеша получил шоколадку – таков был гонорар всех «чио-чио-санчиков». Но в придачу ему дали еще три рубля – огромные деньги по тем временам. Он понравился своей искренностью, и через месяц его снова пригласили. И опять – шоколадка и три рубля. Но в нем произошла какая-то перемена. Он почувствовал: что-то нехорошее происходит с мамой на сцене, она гибнет у него на глазах – и в третий раз ребенок отказался играть. Все, что происходило в театре, было настолько правдиво и потрясало публику, что в зале случались обмороки и даже начинались роды. – А как сложилась судьба Алеши? – Он вырос, закончил наш политех, в настоящее время работает таксистом. В Собиновском зале экстремальных моментов не было, но судьба девушки из Нагасаки явно взволновала публику.