Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 09 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/41047/

Нет дороге окончанья

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Персональные выставки, особенно юбилейные, тем более приуроченные к весомым круглым датам, – достаточно своеобразное мероприятие. На них принято ходить исключительно в день вернисажа, речи говорить соответствующие моменту, а собственно полотна рассматривать как иллюстрации к большому жизненному пути юбиляра.


Именно в такой стилистике – паркетных церемоний – открылась юбилейная, персональная, приуроченная к 75-летию со дня рождения (то есть все три компонента выдержаны) выставка Федора Вячеславовича Новотельнова. За без четверти вековую биографию живописец стал заслуженным художником, участвовал в выставках всех уровней значимости и географического охвата (от областных до зарубежных), имеет на счету несколько «персоналок», награжден медалью Достоевского Российской академии художеств. Несколько десятков полотен, написанных в разные годы, без сомнения, порадуют глаз поклонников классического, реалистического искусства. Однако весьма заметна смена стиля и колористических пристрастий автора с течением лет. Пейзажи «раннего» Новотельнова выдержаны в фотореалистичной манере с детальной прорисовкой предметов. Пожалуй, лишь свет, не доступный фотообъективу, выдает живописное происхождение полотна. А вот «поздний» художник в своей манере заметно раскрепостился, мазок стал размашистее, небрежнее, исчезла прорисовка, появилась размытость контуров. Если взять два пейзажа – «Вечер в Ростове» (1965) и «Вечер на Волге» (2003) – и повесить их рядом, то контраст просто поразительный. Никогда не подумаешь, что эти две картины принадлежат одному и тому же автору. Выбиваются из общей палитры портреты кисти Федора Новотельнова. Возможно, именно по этой причине – несхожести со всей остальной экспозицией – они сгруппированы вместе. Три полотна поражают мрачной колористикой, практически монашеской аскетичностью в работе с цветом. А рядом – «Окно с пестрыми занавесками», абсолютно рафинированный стиль наива. Яркость, нарочитая «детскость» линий, простота композиции – «что вижу, то рисую». Контраст стилей, манеры письма, сюжетов просто поразительный. Одна из последних работ художника – выдержанное в салатовых, импрессионистских тонах и манере письма картина «В Тутаеве». Яркость жизни, острая свежесть восприятия всего сущего, неиссякаемый оптимизм и незамыленность ощущений – словно написано это полотно человеком, находящимся в начале жизненного пути. А если это так, то вполне возможно, что на очередной «персоналке» Федора Вячеславовича – в честь 85-летия, например, – зритель откроет для себя абсолютно нового Новотельнова. А это значит, что у художника еще все впереди.