Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 10 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/41079/

В Карабихе – зима

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Сегодня день рождения Николая Алексеевича Некрасова. Посмотреть, чем живет в эти дни музей-усадьба великого русского поэта «Карабиха», отправился накануне корреспондент «Северного края».


С разудалым посвистом берет приступом опушку Нижнего парка стая краснолобых чечеток. Это для зимней Карабихи – событие. Перелетные птицы бывают в парке разве что транзитом. Такое птичье невнимание объясняется просто: большое Московское шоссе в студеную зимнюю пору отсюда еще слышнее, чем летом. Экскурсий по парку в туристское межсезонье не водят, но тропа от Большого дома к прудам и Гремихе на всякий случай аккуратно расчищена. Незамерзающий родниковый пруд с аспидно-черной водой в белых берегах чудо как красив. Береговая линия словно лекалом проведена: на пруду – новая подпорная стенка из осиновых свай. Как рассказала нам заведующая парковым хозяйством музея-усадьбы Наталья Ерофеева, наконец-то дошли руки и до проекта, разработанного лет десять назад кафедрой гидротехники техуниверситета. При поддержке департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования три года шли спасательные работы и теперь размыв берега приостановлен. Ну а получше представить, насколько здоров сам пруд, помогли музею исследования студентов-практикантов химико-механического техникума, где есть отделение экологии. Резюме студентов отдел паркового хозяйства принял близко к сердцу. «Экология» нынче дорогая, для чистки придется искать спонсоров. Тут-то и помогут таблицы и графики, вычерченные в лабораториях техникума. «Карабиха» – музей общительный и гостеприимный, друзей у него тьма, и кого только тут не встретишь. Нам повезло на Владимира Филатова. Человек этот знает все не только про электронные деньги (ведет в «Северном крае» полосу на эту тему), но и про особенности национальной охоты. По просьбе «Карабихи» изучает он некрасовские ружья. За таким занятием мы его и застали. Четверти часа хватило Владимиру Николаевичу, чтобы ответить на все наши вопросы о короткоствольном штуцере марки «Ланкастер». Объяснил и про калибр пули для охоты на крупную дичь – весит такая пуля не девять граммов, а все сорок, и про стоимость ружьеца, купленного Некрасовым по заказу во Франции за 1000 рублей. Денег на охоту поэт не жалел, была она для него не праздной забавой – необоримой страстью души. Садился на бешеного скакуна, без промаха бил влет бекаса, в одиночку ходил на медведя. Иначе вряд ли бы уговорил стать своим неофициальным парижским агентом при покупке ружей такого суперэксперта, как автор «Записок охотника» Иван Тургенев. В дополнение к наизусть прочитанным некрасовским строкам «Кто же охоты собачьей не любит, тот в себе душу заспит и погубит» наш собеседник не преминул напомнить, что поэт придерживался такой гипотезы: человек вообще стал человеком благодаря охоте, когда направил оружие не на своего собрата, а превратил его в средство добывания пищи. Межсезонья в Карабихе нет и у строителей. После Большого дома СУ-2 генподрядчика – «Ярнефтехимстроя» взялось за Восточный флигель. Работа – особой важности. Именно здесь был кабинет поэта, здесь написал он и «Мороз, Красный нос», и «Русских женщин», и некоторые главы «Кому на Руси жить хорошо». Кабинет на втором этаже будет восстановлен по документальным источникам, а на первом есть замысел развернуть выставку о Некрасове-издателе – как-никак вывел в люди чуть ли не всю словесность своего времени. Обследованы фундаменты; по словам директора музея Вениамина Лебедева, «тревоги они вызывать не должны». Разобраны сгнившие перекрытия, отбита со стен отслужившая свой срок штукатурка. Вся подлинная «столярка» с окон, двери, лестничные перила и балясины сняты и отправлены в цех «Ярреставрации» для восстановления. Подкинули «Карабихе» забот и московские киношники. После осенних съемок фильма «Рагин» по чеховской «Палате № 6» на верхнем подворье усадьбы там еще стоят декорации того самого уездного городка, где доктор Рагин жил, мучился и погиб. Продюсер картины Алексей Гуськов (он же исполнитель заглавной роли) предложил музею декорации, выстроенные из досок, фанеры и бруса, использовать по собственному усмотрению. Музей, само собой, не отказался. Рабочие потихоньку разбирают опустевший городок. – На дрова? – поинтересовались мы и попали пальцем в небо. – Наши дрова – это уголек, – объяснили нам рабочие, кивнув на густо дымящую трубу местной котельной. – А «Палата № 6» в хозяйстве пригодится, «Карабихе»-то еще строить и строить.