Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 11 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/41100/

Формула русского...

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Кулуарной, камерной выставкой «Формула русского...» отметил Ярославский художественный музей 125-летие со дня рождения яркого, самобытного русского художника Бориса Кустодиева.


Ученик В. Савинского и И. Репина, член объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства», академик Борис Михайлович работал в разных жанрах. Портретист, автор жанровых зарисовок, пейзажист, театральный художник, иллюстратор, график, скульптор. В качестве скульптора он значительно уступает в известности Кустодиеву-живописцу, однако эта грань искусства постоянно притягивала художника, а временами и перевешивала все его интересы. В собрании Ярославского художественного музея находятся две скульптурные миниатюры, в которых поклонники творчества художника наверняка узнают и пластичную, телесную игривость, и ликование красоты жизни, столь характерные для живописных работ мастера. В собрании музея хранится более 50 произведений Бориса Кустодиева – живопись, графика, книги, оформленные художником, мелкая пластика. Коллекция эта формировалась на протяжении всего периода существования музея за счет поступлений из разных источников: Ярославского дворянского собрания, Министерства культуры РСФСР, некоторые работы переданы в дар женой художника Ю. Е. Кустодиевой. Однако самый значительный вклад был внесен известным ученым-кораблестроителем, коллекционером В. В. Ашиком – эта коллекция была приобретена музеем в конце 80-х годов прошлого века. Борис Михайлович Кустодиев любил и воспевал Россию, создавал ее яркий, идиллически-нарядный образ. Народные гулянья, ярмарки, праздники, запечатленные художником, стали неотъемлемой частью русского классического искусства, своеобразной «формулой русского...». Как писал сам художник, «не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». К сожалению, ярославский музей не располагает работами, в коих авторство Кустодиева читалось бы без обращения к подписи под картинами. Они находятся в собрании Государственного Русского музея в Петербурге. Эти работы, к слову, родились под впечатлением от поездок по городам Ярославской губернии. Под Кинешмой художник построил дачу-мастерскую «Терем», куда выезжал каждое лето всей семьей из Петербурга. Путь пролегал мимо Романово-Борисоглебска, Ярославля, Костромы, Плеса. Он неоднократно останавливался в Романове, бывал и в Ярославле. Так появились на свет картины «Провинция», «Гулянье на Волге», «Купание на Волге» и многие другие. Однако в малоизвестности представленных на выставке эскизов, набросков и миниатюр есть и своя прелесть. Узнавание нового о художнике, чье имя для человека, далекого от живописи, ассоциируется лишь с образами дородных купчих, всегда увлекательно. Пожалуй, лишь в одной графической работе – рисунке «В бане (Русская Венера)» кустодиевский стиль узнаваем без сомнений. А между тем и эскизы костюмов к пьесе Островского «Волки и овцы», которая так и не была поставлена в те годы во МХАТе, в частности эскиз костюма Купавиной, вполне могут быть приобщены по степени разработанности и выразительности образов к сериям знаменитых кустодиевских «типов». Широкий общественный резонанс, разговоры в кулуарах и арт-гостиных эта выставка вызовет вряд ли – она слишком интеллектуальна, утонченна и неброска. Но определенный круг завсегдатаев вернисажей наверняка в ней отыщет что-нибудь для души и для ума. Последнее – вероятнее.