Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 19 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/41217/

То, с чем дальше жить

рубрика: Культура
Автор: Лариса САХАРОВА.

Графика – искусство камерное, элегантное. Рассчитанное не на беглое просматривание, а на вдумчивое погружение в мир художника. При встрече с этим интеллектуальным искусством не стоит рассчитывать на сиюминутный всплеск острых эмоций, но нужно быть готовым к тому, что впечатление от увиденного, точно заноза, застрянет где-то внутри, заставляя в мыслях возвращаться и обдумывать все вновь и вновь.


Именно такая выставка открылась в стенах ярославского художественного музея. Ее автор – известный российский график и иллюстратор Юрий Иванович Селиверстов, безвременно ушедший из жизни в возрасте пятидесяти лет. Графические листы и книжные иллюстрации из собрания семьи художника появились в стенах музея благодаря давней дружбе ярославских музейщиков с известным реставратором Савелием Ямщиковым. Но, как обычно это случается, при организационных хлопотах всплыли и другие связующие нити, протянувшиеся от художника к Ярославлю. Он здесь не раз бывал, и, по словам куратора выставки искусствоведа Нины Жарковой, «как человека православного, его приводили сюда глубинные, интуитивные внутренние контакты». Бум книгоиздательства, пришедшийся на 60-е годы прошлого века, и прозвучавший тогда лозунг о слиянии искусства с жизнью определили выбор профессии Юрия Селиверстова – он стал иллюстратором книг. Именно это направление в искусстве тогда было наиболее востребовано в обществе. Художником было проиллюстрировано более ста произведений отечественной и зарубежной литературы, его гравюры постоянно демонстрировались на выставках книжной графики в стране и за рубежом. Подлинное признание он получил, работая над первым после 1917 года отечественным изданием Нового Завета. Позднее были созданы и иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Работая над ними, художник в статье «Источник извечный» размышляет о вечных проблемах: «В своей идеологической значимости «Слово» открыло читателю родник народного печалования, как со-переживания судьбе Родины, и со-знание национальной памяти в соотнесении своей со-вести, когда весть от личного есть отражение всесветного». Селиверстов стал членом Союза журналистов, позднее вступил в Союз художников. Как архитектор, особую известность получил за проект «Памятника памятников» – выстроить «архитектурную икону» храма Христа Спасителя на том месте, где он был раньше. Об этом проекте в те годы было сказано: «...Не воскресить нам погибших людей, пусть светлая память о них живет на земле, не воскресить заново храма, но пусть появится и повиснет над землей духовное пространство, едва обозначенное и очертанное золотыми линиями... ибо нет уже в нем глухих стен... Теперь он может вместить всех – и живых, и мертвых». Создав серию графических листов к произведениям Ивлина Во, Воннегута, проиллюстрировав двухтомное издание Окутагавы Рюноскэ, художник обращается к христианской философии. Его захватывает «Легенда о Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы» Достоевского). Вслед за писателем художник пытается осмыслить, что есть истина, что есть Бог. Он поворачивается от европейских мировоззрений к русской философской мысли, основанной на вере, опыте и любви к России. К концу 80-х Юрий Селиверстов приступил к главному труду своей жизни – создал серию портретов, обозначенных им самим как «Портреты отечественных мыслителей в письмах, статьях и просто раздумьях, сложенных Юрием Селиверстовым в книгу «...Из русской думы». Павел Флоренский, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Пушкин, Чаадаев, Достоевский, Гоголь – эти портреты представляют собой сплав литературы и изобразительного искусства, сквозь каждое лицо проступает лик, сквозь штрихи – мысль. Каждая работа как сжатое повествование и определение подлинного места писателя и мыслителя в русской духовной и художественной истории. Созданные Юрием Селиверстовым портреты великих, знаковых личностей русской философской мысли начинают жить самостоятельно. Их уже невозможно ассоциировать с простым, пусть и гениально выполненным рисунком. Всматриваешься в любой портрет и уже не видишь ни техники, ни штрихов, ни композиции. Точно открываются невидимые временные порталы, по которым из глубины лет устремляется к тебе, ныне живущему, сконцентрированная, зашифрованная истинная сущность бытия. Это ощущение притягивает и отталкивает одновременно, потому что ты вдруг осознаешь, насколько внутренне не готов к принятию таких откровений. Этот поток знаний обрушивается на зрителя, как лавина, и принять его, оставаясь внутренне спокойным, невозможно. Даже закрыв за собой дверь, уйдя в повседневные хлопоты, ты продолжаешь носить занозу этих знаний внутри. Великий русский художник Юрий Селиверстов оставил нам счастливую возможность продолжить с ним и его творчеством диалог и «получить то, с чем можно дальше жить».