Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 14 февраля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/41536/

В фашистской Германии он вспоминал о России

рубрика: Культура
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Ярославский художественный музей время от времени извлекает из своих запасников не выставлявшиеся ранее полотна. В среду вечером посетители музея впервые увидели картину «Сумерки» русского художника Константина Горбатова, почти неизвестного широкой публике.


«Сумерки» были куплены музеем в 1981 году у одного ленинградского коллекционера, который держал в своей маленькой квартирке эту достаточно больших размеров картину... за спинкой дивана. Полотно органично вписалось в экспозицию выставки «Константин Горбатов (1876 – 1945). Творчество. Судьба. Наследие», прибывшей к нам из музея «Новый Иерусалим» города Истра Московской области. Судьба этого художника во многом загадочна. На его жизни и творчестве не отразились ни революционные события 17-го года, ни модные авангардные течения 20-х, ни то, что перед началом второй мировой войны он оказался в эмиграции в фашистской Германии. Родился Горбатов в Самар-ской губернии. Рисованию учился и частным образом, и в училище Штиглица, и в Санкт-Петербургской академии художеств. С 1911 года начались странствия Горбатова по Европе. Он работал в Риме, затем на Капри, куда его пригласил Горький. Вернувшись в Россию, он окунулся в художественную жизнь Петербурга, активно выставлялся в залах Академии художеств. Оставаясь приверженцем русской реалистической школы, Горбатов даже вступил в общество им. А. И. Куинджи. Новую революционную культуру, насквозь пропитанную политическими идеями, он не принял, оставшись певцом русской старины, русского пейзажа и русской провинции. С 1922 года вновь начались путешествия, теперь уже с супругой, Ольгой Горбатовой. География их обширна – Италия, Франция, Англия, Испания, Финляндия, Палестина, Сирия. Несколько пейзажей итальянского периода, представленных на выставке, – это роскошные ландшафты южной страны. На полотнах не случайно присутствуют архитектурные сооружения – Горбатов получил еще и академическое архитектурное образование. Декоративность, яркость природы Италии соединились в картинах с восприятием искусства как праздника. И все же налет модерна, импрессионизма у Горбатова ощущается. В конце 30-х годов супруги поселяются в Берлине. Являясь по паспорту советскими гражданами, они становятся неблагонадежными, им запрещается выезд из страны, вменяется отмечаться в полиции. В период второй мировой войны, находясь в логове фашизма, художник писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное, старых русских городов, в частности Ростова Великого. Остается только гадать, как мог он выжить в такой ситуации. Однако он не только выжил, но и процветал. Певец русской старины был самым продаваемым русским художником после Айвазовского. В Германии издавались и успешно продавались открытки с репродукциями его картин. Умер Горбатов 24 мая 1945 года. Через три недели покончила с собой его жена. На выставке представлена ее предсмертная записка. Перед смертью Горбатов написал завещание, в котором просил отправить все свои картины в Петербург, в Академию художеств. История умалчивает, почему ни московские, ни питерские музеи не приняли творче-ское наследие художника. Лишь в 1964 году оно вместе с архивом тихо и незаметно нашло свое постоянное пристанище в истринском «Новом Иерусалиме». Иногда картины Горбатова выставлялись, но без шумихи и рекламы. Только к 125-летию художника московская галерея «Новый Эрмитаж» сделала развернутую выставку в столице. А теперь, начиная с Ярославля, она будет путешествовать по городам России. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.