Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 13 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/42164/

"Моя голова там, где джаз"

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

- таков лозунг девятого международного фестиваля "Джаз над Волгой", который, вопреки обыкновению, начался не традиционно-официальным открытием, а импровизированным ток-шоу в гостиной городского джазового центра.


Прямо с корабля на бал, а точнее, с поезда под прицел фотокамер попадали приезжающие музыканты. Не успев распаковать инструменты, они были вынуждены отвечать на многочисленные вопросы собравшихся журналистов. Итак, чье присутствие на сценических площадках уже можно гарантировать с точностью до 125 процентов? Во-первых, "Джаз-контакт" Олега Степурко из Москвы. Это один из старейших джазовых коллективов страны - он родился в 1973 году. Команда в нем подобралась довольно разносторонняя - социологи, преподаватели, журналисты по основной профессии. Сам Степурко отзывается о своем коллективе так: "Мы просто собираемся вместе и играем джаз. Вне музыки даже не встречаемся - говорить просто не о чем". Прибыли "джаз-контактеры" на фестиваль в компании с Анатолием Герасимовым, обозначенным в программе как "специальный гость". "Это фантастика, что он согласился играть с нами, - поделился Олег, назвав Герасимова "гостем из будущего". В том смысле, что русский джаз - а оказывается, есть и такое понятие - сейчас в основном переживает детскую болезнь копирования американского джаза, а Герасимов, благо, что долгие годы играл именно там, в США, давно профессионально перерос все "детские болезни". Сам Герасимов - абсолютно простецкий на вид парень. Встретишь на улице и никогда не узнаешь, что перед тобой музыкант с мировым именем. Разве что раскованность поведения - явно не отечественного происхождения. Со Степурко они давние знакомцы, играли лет эдак ...дцать назад вместе в ансамбле Локтева. "Вот и встретились мы нынче в Ярославле теми же пионерами", - пошутил "специальный гость". Что такое "Джаз-контакт" в реальности, по достоинству смогли оценить слушатели на открытии фестивальной программы. И декларированный устно факт, что "джаз - это музыка свободы и Герасимов был первым шаманом, который вызвал именно русский дух свободы в нашем джазе", подтвердился на деле. Кроме того, в официальной концертной программе первого дня "отметилось" трио Михаила Окуня, также столичного гостя. Эти известные музыканты - их имена можно найти в энциклопедии - впервые на ярославском фестивале. По словам Михаила Окуня, они "приехали просто пообщаться со старыми знакомыми и, конечно же, поиграть". Вечерний концерт плавно перетек в джем-сейшн, открытием которого стал Дмитрий Лукьянов, бас-гитарист из города Кирова. В своей родной Вятке он выполняет роль нашего ярославского Игоря Гаврилова, директора городского джазового центра. Пару лет назад Дмитрий организовал аналогичный клуб. "Начиная это дело, нам казалось, что мы блефуем. Но сегодня в городе есть хорошие, профессиональные слушатели, для которых приятно играть", - сказал он. Ведущим концертов стал по традиции известный питерский музыковед Владимир Фейертаг. Появившись на пару минут в гостиной джазового центра, он неодобрительно посмотрел на "золотой квадрат имени себя" и заметил: "Меня вмонтировали в могильную плиту". Но это, разумеется, просто мрачная шутка великого маэстро джаза. Для ярославских поклонников джаза Фейертаг столь же вечен и неподвластен модным течениям, как и сам джаз.