Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 22 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/42441/

Четыре лапы, пятый хвост

рубрика: Культура
Автор: Елена ВИНОГРАДОВА.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

За пазухой в Европу


Бася – собака «бэпэ», что в переводе с языка загранпаспортов означает «беспородная» или просто дворняжка. Ее хозяин – известный артист театра имени Волкова Игорь Сидоренко. Впрочем, Бася тоже актриса, причем потомственная – ее мать Альма когда-то играла в «Декамероне». Бася тоже попала в классику, занята в спектакле по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Они повстречались в стенах первого русского театра в январе 1995 года – Бася и ее новый хозяин, который долго не мог понять, как этот симпатичный рыжий комочек со смешным коричневым носом оказался в его доме. Дело в том, что до Баси Игорь Сидоренко никогда не держал домашних животных. – Я не люблю маленьких шавок, которые лают и кусаются, – уверяет артист и тут же объясняет причину. – В детстве меня покусала какая-то мерзота микроскопическая. Причем я читал тогда Джека Лондона, и там было написано, что если собаке посмотреть в глаза, она убежит. Я посмотрел – и она меня искусала. Я понял, что Джек Лондон ничего в этом не понимает, других сведений почерпнуть было неоткуда, так что я никогда даже и не думал, что у меня будет собака. Бася оказалась на редкость послушной и понятливой, но жизнь Сидоренко с момента ее появления изменилась кардинально. – Мы решили обзавестись зверинцем по полной программе, – рассказывает артист. – Завели кота, всего на месяц моложе Баськи. Но в ней неожиданно проснулись материнские инстинкты, она начала его опекать, учила, что можно и нельзя. Даже ходила так, чтобы он у нее все время между ног был, не потерялся. А ему мамка была нужна, и он присасывался к ее лысому брюху, от чего она вся в синяках ходила, но все терпела. Спали и ели они только вместе, мы звали ее пионервожатая, на «маман» она не тянула в силу возраста. И когда он погиб (разбился, упав с лоджии 11-го этажа), я увидел, как собака не просто страдала – это такая была трагедия! Она не вставала три месяца со своего места, хотя смерти его не видела, но чувствовала как-то по-другому. Страдала по-настоящему, у нее слезы даже текли. Она поняла, что потеряла в жизни что-то огромное. Мы потом пытались завести еще котов, но они не приживались и переходили в хорошие руки. А Баська, оттого что с детства с ними дружила, себя, по-моему, кошкой ощущает. Она их не боится, всегда очень дружелюбна и удивляется, почему коты ее не любят, а она с удовольствием бы и поиграла, и пообщалась. Актрису в Басе первым разглядел режиссер Александр Кузин. В течение всего репетиционного периода «Мудреца...» он методично просил Сидоренко привести Басю. – Я привел уже на последнюю репетицию и говорю: «Александр Сергеевич, ну посмотрите – это же не то, что вам надо. Героиня Тани Гладенко – Мамаева – богатая купчиха, респектабельная. Они, наверное, не таких заводили комнатных собачек. Какой-нибудь пекинес нужен, болонка – что-нибудь эффектное». Он сказал: «Нет-нет. Это собака гениальная, поэтому она будет играть». Начиналось все со смешного поджимания лапок, которое Бася, реагируя на действия партнеров, сама же себе и придумала. Но потом собачка вошла во вкус, сцену почувствовала... – Даже некоторые нехорошие актерские приемчики изучила, как, например, перетянуть на себя одеяло. В одном из последних спектаклей ей показалось, что сцена шла не очень хорошо, и в какой-то момент она начала подыгрывать актерам. Совершенно нагло. Сейчас Таня Малькова работает в этом спектакле. И вот на ее текст «Я прошу вас...» – собака встает на задние лапки и передними «просит». А дальше раздухарилась: стала лапами жестикулировать, прыгать-скакать, где надо и не надо. В общем, нахально себя вела и сорвала практически сцену. Хотя обычно очень добропорядочная артистка, но работать с ней невозможно. Это давно известно: детей и животных переиграть нельзя. Даже есть такая поговорка – «органичный, как кошка», высшая степень органики. Собака появляется на сцене – и все внимание к ней приковано. Какой там Островский, какой текст!.. С труппой Волковского Бася объездила немало стран: каждая поездка, особенно переход границы, – отдельное приключение. Чтобы выехать за рубеж, собака должна иметь загранпаспорт с вклейкой о прививках. Но в первый выезд Игорь Сидоренко только на границе с Финляндией узнал, что прививки эти обязательно должны быть выполнены американским препаратом, а не отечественным аналогом. Таможенники решили помочь и посоветовали артисту дать Басе димедрола. И первую в своей жизни границу она пересекала во сне. Повторно усыплять свою любимицу Сидоренко не стал. На паром «Викинг Лайн», посадка на который приравнивалась к пересечению государственной границы Дании, ярославские артисты входили весьма необычным образом. – Я собачку спрятал под куртку и попросил лежать спокойно. Сергеев скомандовал: «Только очень тихо! Никто по-русски не говорит. Идем через зеленый коридор». А нам здесь ходить нельзя, только гражданам стран Евросоюза. Все наши окружили меня, навешали на меня всяких камер, чтобы было непонятно, какой я формы, платки женские... Я иду, как матрешка. Меня окружает плотная толпа наших людей, все в кожаных куртках, все молчат, суровые, впереди Кузин бежит, как Ленин... Обошлось, Басю никто не заметил, но убедить собаку просидеть 10 часов в снятой специально для нее каюте все же не удалось. Впрочем, появление на палубе мужчины с собачкой никого из пассажиров не удивило. Как оказалось, на пароме для животных даже специальная песочница предусмотрена. Но больше всего поразило Сидоренко за границей другое. – Там к собакам, и вообще к животным, по-иному относятся: они с ними не разговаривают, не общаются, бедами не делятся. Собаки у них только на поводке... Зато в карманах у хозяев пакетики лежат – это вообще для нас экзотика невероятная! Собака отбежала, они ее – вжик, к себе подтянут, нагадила – уберут. Тут же урны, на них тоже пакеты висят специальные... А Бася практически не гуляет на поводке. Так это там вызывало шок. Они видят: о, собака идет! Мы бы так реагировали на стадо слонов бешеных. Неважно, что она такая маленькая: собака – уже страшно. Во время гастрольных поездок Волковского Басе пришлось быть «контрабандой» под одеялом Замиры Колхиевой (опять же, чтобы таможенники ночью не заметили), спать на верхней полке в обнимку с Татьяной Гладенко (билетов на нижние полки организаторы поездки просто не купили), получать первые аплодисменты во всех городах и весях... Сам артист, чтобы беспрепятственно провести Басю через границу, однажды даже сменил профессию. Правда, только по документам: вторых водителей больших международных автобусов досматривают реже. В общем, веселых историй случалось немало, но, завершая рассказ о своей питомице, Игорь Сидоренко неожиданно стал серьезен. Собака «бэпэ» со смешным коричневым носом за восемь лет стала его близким другом. – Самое страшное, когда собака стареет, и ты ее переживаешь, теряешь члена семьи, друга, близкого человека. Они наши безмолвные влюбленные. Когда я прихожу домой – как она радуется, как прыгает! Всегда точно знает, кто идет из нас троих, если чужие – чуть гавкает. Но когда нас нет, говорят, на чужих за дверью заливается, прямо с ума сходит. Видели б ее воры и грабители, сильно бы «испугались». Понимает человеческую речь, слова, их смысл. Причем настолько тонко, что меня это иногда пугает... У каждого хозяина индивидуальная собака, и для него она всегда удивительна и прекрасна. Беседовала Фото Вячеслава ЮРАСОВА.