Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 08 августа 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/4245/

На Стрелке было «Пусто»

рубрика: Культура
Автор: Игорь ЛУКАШЕНОК

Вечер 4 августа в районе Стрелки обещал быть оживленным и, что самое главное, очень неформальным. На 20.00 здесь было запланировано открытие двухдневного фестиваля под названием «Пусто». Как сообщалось ранее, зрители артмероприятия должны были увидеть работы российских и европейских «видеоартистов»: компьютерную графику, анимацию, постановочное и документальное видео, видеоперформансы и т.д. Музыкальное сопровождение действа поручено было ярославским диджеям.


Весь день 4 августа лил дождь. Но к вечеру хмари поубавилось, даже робкое солнце показалось. Что еще нужно, чтобы вовремя открыть фестиваль? Но нет, все приготовления были закончены только часам к девяти или около того. Пока напротив белой стены трансформаторной будки, сыгравшей роль экрана, организаторы устанавливали видеооборудование, местный художник Сергей Данилов с противоположной стороны уже разместил свои авангардные творения. Натянутая железная струна была увешана самыми разнообразными картиночками. Их можно было посмотреть и потрогать всем желающим, коих в этот вечер на Стрелке собралось человек пятьдесят. Не боясь потерять время и терпение, Данилов подробно рассказывал о своем творчестве зевакам. Вдохновенно и смело он говорил о том, что давно тревожило его неспокойную творческую душу:

– Гламура много кругом. Какого­то глянца лишнего. Неужели нельзя быть хоть чуточку оригинальней. Всюду одно и то же. Москва, Ярославль – неважно. Все под одну копирку делается. Была бы моя воля, я бы все стены в городе покрыл цитатами из классических текстов или рисунками на злобу дня.

Действительно, злобы дня на расписанных черным маркером листочках было предостаточно. А еще больше – безудержного потока сознания автора, в котором ядерный взрыв легко уживался с обычным утренним завтраком.

Молодежь постепенно собиралась у белой стены­экрана. Внятного представления кураторов мероприятия, о чем было заявлено в рекламной афише, так и не случилось. Видимо, все запланированное на это время было потрачено на установку проектора и диджейской палатки.

Как­то вдруг, без предупреждения, на стене стали появляться различные видеосюжеты. Проследить какую­либо последовательность в бешеном мельтешении кадров, сопровождавшихся музыкой, возможности не представлялось. Создавалось ощущение, что смотришь непрерывный клип. Фрагменты рекламных роликов, кадры резвления столичной молодежи, снятые перед скачущим объективом, – «все промелькнуло перед нами». Где перформанс, а где – документальная зарисовка, определить было очень непросто. Хотя кое­кто из толпы даже аплодировал, видимо, уяснив для себя «ху есть ху».

Вообще Стрелка в этот вечер представляла собой улицу Кирова в миниатюре. Потусоваться у фонтана пришли, в основном, ее непременные завсегдатаи. Почти все друг друга знали, поэтому скучковались поплотней, а некоторые либералы даже присели на омытую дневным дождем траву. Но вскоре в тусовке появились скучающие лица, кто­то направился в город, другие перебазировались к художнику Данилову. По­видимому, его арт показалось им более актуальным.

Не сомневаемся, что организаторы проекта честно попытались по­новому взглянуть на пространство при помощи описанных выше приемов. Только в чем конкретно заключается эта новизна, определить было весьма затруднительно. А всерьез говорить «о воздействии такого рода зрелищ на культурное простран­ство городской среды», как обещано на сайте www.videopusto.ru и вовсе не приходится. После таких занятий на лице остается глуповатая улыбка, а внутри... А внутри, по­прежнему, ПУСТО.