Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/42513/

Кинобоссы с Мологской улицы

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Визитом двух «оскароносцев» ознаменовалась презентация выставки «Кинославия», открывшейся вчера в областной библиотеке имени Некрасова. с одним из них – аниматором Александром Петровым, автором фильмов «Старик и море», «Русалка» и многих других, киноманы могли пообщаться лично, а вот со вторым – Джозефом Шенком (до эмиграции в Америку – Иосифом Шенкером) – увы, лишь спиритически. В начале 50-х годов прошлого столетия за выдающийся вклад в американский кинематограф Джозеф Шенк был награжден «Оскаром».


Какая связь между Ярославлем и американцем Шенком, спросите вы. А вот какая. Если заглянуть поглубже в историю, то можно узнать интереснейшие подробности, навсегда связавшие основателей Голливуда Николаса и Джозефа Шенков с Ярославской губернией. Братья, тогда еще Николай и Иосиф Шенкеры, до эмиграции в 1890 году в Америку жили на улице Мологской в Рыбинске. В Штатах они обратили свой взор на стремительно развивавшийся и суливший немалые доходы кинобизнес. И пошло-поехало. Вскоре Шенки уже возглавляли крупнейшие американские кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» и «ХХ век-Фокс». Джозеф был одним из учредителей американской киноакадемии. И наконец, звезда Мэрилин Монро, не меркнущая до сих пор, была зажжена на небосклоне киноиндустрии именно Джо Шенком. Известно даже, что кинодиву с ее «крестным отцом» связывали очень нежные, интимные отношения. Однако в Рыбинске остался их старший брат Израиль. Его потомков разыскал неугомонный Борис Крейн и пригласил на открытие выставки. Ирина и Григорий Красулины – москвичи, врачи по профессии. Израиль Шенкер приходится Ирине прадедушкой по материнской линии. Интересно, что и медицинская стезя у потомков основателей Голливуда – наследственная. Сначала Шенкеры в Америке работали в аптечном бизнесе, изучали фармацевтику; бабушка Ирины, одна из дочерей Израиля, была врачом-стоматологом, жила в Ярославле. Долгое время ничего о своих знаменитых родственниках Красулины не знали, кроме самого факта их эмиграции за океан. Но когда заинтересовались, удалось выяснить такую деталь: в начале века из Америки приходили в далекий Рыбинск посылки, которые, возможно, и спасли от голода оставшихся на руках у няни, работавшей еще в семье Шенков, мать и дядю Ирины. – Как вы узнали, что американские Шенки – родственники вашего прадедушки Израиля Шенкера? – Однажды маме в руки попала газетная статья про Шенков. Она прочитала и позвонила мне: «Ты знаешь, это, кажется, про нашу семью написано». Заинтересовались и мы. А тут на нас вышел Борис Крейн, который, оказывается, давно занимается изучением связей Ярославской области с кинематографом. Несмотря на то, что частичка крови американских продюсеров течет и в ее жилах, Ирина не делит кино на голливудское и российское. «Я люблю просто хорошее кино, – говорит она, – вне зависимости от того, где оно произведено. Жаль только, что в последнее время в России снимают мало таких фильмов». Мало? А как же другой «оскароносец», Александр Петров? Чтобы не быть голословным, он принес видеоверсии своих знаменитых лент «Русалка» и «Старик и море». «Русалка», кстати, тоже номинировалась на «Оскара», как и более ранняя лента «Корова», снятая Александром Петровым по произведению Андрея Платонова. Несмотря на устроенные после просмотра овации, Петров болезненно морщился: – Для меня просто мука смотреть свои фильмы в видео- и телевизионном вариантах. Я, как художник, очень требователен к изображению. А когда смотришь на экран и понимаешь, что здесь нет и пяти процентов от задуманного, невольно задаешься вопросом: а стоит ли вообще снимать такое кино? – Стоит! – хором закричали зрители и потребовали продолжения кинопросмотра. Кстати, к «Русалке» у художника более трепетное отношение, чем к ленте, которая принесла ему «Оскара»: – Она мне дорога тем, что сделана именно в Ярославле. Я доказал самому себе, что приличный фильм можно снять чуть ли не в кустарных условиях. После просмотра десятиминутной ленты в зале воцарилась благоговейная тишина, прерванная полувздохом Крейна: – После такого фильма все слова лишние. – Вот и хорошо, – обрадовался Петров. – Я не совсем понимаю, о чем нужно говорить, поэтому давайте просто помолчим. Но не тут-то было. На аниматора обрушился буквально шквал вопросов. Интересовались, собирается ли художник снять фильм к тысячелетию Ярославля («Нет, этот процесс трудоемкий – раньше надо было думать»), какой из фильмов дорог ему больше всего («Своих детей – а иначе я фильмы и не называю – трудно сравнивать. Но обычно родители любят не самого удачливого, а самого несчастного. Вот и «Русалка» у меня какая-то неприкаянная получилась»), не принес ли он с собой статуэтку «Оскара». – Зачем? – недоумевал Петров. – Так, – отвечали, – посмотреть, в руках подержать... Завершил свое часовое выступление Александр твердым обещанием внести посильную лепту в гипотетическую, постоянно действующую (но пока не организованную) выставку «Ярославия и мир кино». Не путать с ныне действующей, кратковременной, которая до 10 апреля будет радовать ярославцев в стенах Некрасовки, а потом переедет в Рыбинск. – Если ярославцы откажутся от такой постоянной выставки, Рыбинск примет ее с распростертыми объятиями, – заверил Петрова Крейн. Не откажутся, не надейтесь. На снимках: Александр ПЕТРОВ; Ирина и Григорий КРАСУЛИНЫ. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.