Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/42930/

И стал свободным дирижером

рубрика: Культура
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

Скульптурно выразительные руки дирижера, словно две птицы, то трепетно взмывали, то замирали. В их красивом, точном жесте ощущалась сила, волевая энергия. Они увлекали, вели за собой оркестр...


Коллектив, о котором идет речь – камерный оркестр, в его состав входят 20 одаренных студентов Российской академии музыки имени Гнесиных. Вместе со своим руководителем, признанным дирижером, профессором Тимуром Мынбаевым, молодые музыканты выступили на сцене филармонии. Программа концерта состояла из произведений Грига и Чайковского. Соединение двух великих композиторов не было случайным – в этом году исполняется 160 лет со дня рождения Грига и 110 лет со дня смерти Чайковского. Для Тимура Мынбаева характерно играть редко звучащие произведения. И в этом концерте он остался верен себе. Ярославцы наверняка впервые услышали и написанную Григом в старинном духе сюиту «Из времен Хольберга», посвященную памяти датского драматурга, и его короткую, но выразительную «Последнюю весну», и красивое, мелодичное камерное «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Ансамблевая сыгранность молодого коллектива, тонкий вкус дирижера, его безупречное чувство ритма и стиля подарили меломанам истинное удовольствие. В зале было немало музыкантов симфонического оркестра. 20 лет назад им довелось работать с Тимуром Мынбаевым. На встречу пришли те, кто с уважением и пониманием относился к требовательному, обладающему глубокими знаниями, всесторонней эрудированностью дирижеру. «Артистизм и мощный темперамент дирижера покоряют сразу...», «Один из наиболее ярких музыкантов современности...», «Великолепный, талантливый, обладающий глубиной проникновения, замечательной техникой...» – так говорили о Мынбаеве знающие его музыканты. Но, увы, отношения дирижера и оркестра, как это часто бывает, не сложились... – В 1983 году в Москве меня познакомили с тогдашним директором филармонии Долакяном, – рассказал Тимур Каримович перед началом концерта. – Барсов покидал оркестр и предложил мне его возглавить. Я согласился, поскольку в то время у меня не было постоянной работы. – Говорят, на первую встречу с оркестром вы пришли во фраке. Что это: стиль жизни? – То, что моим первым сыгранным с оркестром произведением была Первая симфония Брамса – хорошо помню. А вот что касается фрака... Раз говорят, значит, так оно и было. Но к стилю жизни это не имеет никакого отношения. – А еще говорят, вы любили бегать по утрам на набережной. – Я жил в гостинице «Юбилейная», утром и вечером делал пробежки вдоль берега, любил плавать в Которосли. С годами, увы, расширился по периметру, а тогда был в хорошей форме. – Какие впечатления остались от Ярославля? – Здесь за достаточно короткий промежуток времени у меня появились поклонники и поклонницы. Я любил Ярославль – город дивной красоты. Но вот с оркестром отношения не сложились: может, я не подошел коллективу, может, – он мне. Но это – нормальное явление. – Тимур Каримович, как складывалась ваша жизнь после Ярославля? – Вернувшись в Москву, не зацепился ни в одной государственной структуре. Я стал свободным дирижером, и мне это очень нравилось. С разными оркестрами объездил полмира. Несколько лет назад меня пригласили работать в Гнесинку. Там руковожу камерным и симфоническим оркестрами, в которых играет талантливая молодежь. И мне это тоже нравится. – Вы ведь еще и композитор? – Да, но сейчас ничего не пишу, потому что не знаю, о чем писать. Раньше знал: сочинять нужно о чем-то высоком. Когда мы были скованы идеологией, можно было писать о свободе. А сейчас ее так много, что она превратилась в нечто противоположное. Наше время настолько ухудшилось, опошлилось, столько грязи выплеснулось – об этом писать нельзя. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.