Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/42964/

Кто в театре хозяин?

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Вечером в ТЮЗе давали "Панночку". Поэтому с раннего утра у Галины Андреевны Чупраковой хлопот был - полон рот. Свались этакий груз обязанностей на мои плечи, список неотложных дел пришлось бы составлять за неделю. Но Галина Андреевна помнит все наизусть. Купить: 10 килограммов краснощеких, самых лучших, яблок, четыре булочки (определенной конфигурации), зеленый лук, шматок сала. Принести из дома соленые огурчики, сварить пачку пельменей, замесить тесто. Нагреть несколько ведер воды (пару ведер слить в бочку, остальные расставить за кулисами) - по ходу спектакля актеры несколько раз обливаются водой, а поскольку в зале прохладно, то и простудиться недолго. Да, не забыть: налить в бутыль "горилки" - той же воды, но кипяченой.


А еще - разложить по местам десятки полотенец, мисок, скалок, подушек, снопов соломы. Проверить, "заряжен" ли прочий, более громоздкий, реквизит, подвешен ли плетень, ту ли мебель выставили рабочие на сцену. А то был как-то случай: на спектакле "Три мушкетера" монтировщики забыли впрячь в карету деревянных коней. Обнаружилось это, конечно, уже в тот момент, когда ничего исправить было нельзя. Уж махал-махал кучер кнутом (кричать-то нельзя, спектакль идет), привлекая внимание к такому парадоксу, но тщетно. Так и пришлось кардиналу Ришелье выезжать на сцену в карете, с кучером, но без лошадей. В театре спец по коням, тесту, соленым огурцам и прочему - реквизитор, а точнее, начальник мебельно-реквизиторского цеха. Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении, она приобретается лишь в недрах театра. Галина Андреевна считает, что определить, сможет ли человек быть реквизитором, очень просто: "Если ты хорошая хозяйка у себя дома, если всегда помнишь, где и что у тебя лежит, значит, и в театре ты будешь прекрасным специалистом. Потому что реквизитор - это хозяин в театре, на спектакле". Посмотреть со стороны, так действительно, нет ничего сложного. Подумаешь, разложил (в театре говорят - "зарядил") все по своим местам - и гуляй. Но когда попадаешь в театральные закрома - на склад, и видишь сотни - да что там! - тысячи баночек-скляночек-бутылочек, тряпочек, коробочек, сундуков, скамеек... голова кругом идет. А у Галины Андреевны нет никакого головокружения. Каждому спектаклю на складе отведена специальная полка, на каждый заводится личный паспорт, где указано, что, в каком количестве, на каком месте, в каком действии работает. Как оказалось, к реквизиту в театре относится все, кроме актеров, стационарных декораций и костюмов. Вот это "все" и разложено по полочкам. А теперь представьте себе ситуацию - театр едет на гастроли. Что такое домашний переезд, наверное, представляет каждый из нас. Шум, бедлам, ничего никуда не влезает, находятся давние пропажи, и в результате вещей оказывается ровно вдвое больше, чем ты предполагал. Это не просто головная боль - это конец света. А вот Галина Андреевна к разъездам относится философски. Про малые гастроли - когда вывозят один спектакль - даже говорить не стала. А вот когда гастроли большие и в путь отправляется несколько спектаклей... "Конечно, это аврал. На упаковку вещей уходит несколько дней. Но в принципе - ничего страшного. Просто с подписанной полочки реквизит перекладывается в подписанный же ящик. На месте распаковывается, и все". Хотя случаи бывают разные. Когда театр ездил в Польшу, через таможню не пропустили десять пистолетов, стартовых, конечно. Пришлось искать оружие на месте. На репетиции спектакля "Мастер и Маргарита" актеры случайно задевают колонну, она рушится и бьет абсолютно всю посуду. А вечером спектакль! Случись такое ЧП дома, можно было бы набрать что-то в закромах, а как быть здесь? Польские коллеги по цеху проявили солидарность, гостеприимно распахнув свои кладовые. Спектакль был спасен, но, по словам Галины Андреевны, она была в шаге от инфаркта. Вообще, послушав многочисленные рассказы, я поняла: в театре реквизитора на каждом шагу подстерегает опасность. Источник ее - актеры, падкие на розыгрыши. В "Аленьком цветочке", например, Галина Андреевна должна стоять за кулисами и ловить "голубя": по спектаклю героиня посылает его к батюшке с известиями, а по жизни - кидает в сторону кулис. А в это время другая актриса, уже отыгравшая свою сцену, каждый спектакль подстерегает реквизитора и окатывает с ног до головы водой из ковша. Шутка у нее такая. А в "Мастере и Маргарите" Галина Андреевна в кромешной темноте появлялась на сцене в специальном черном бархатном костюме. Пряталась за декорацией и в нужный момент, когда Коровьев показывает фокусы, брызгала дезодорантом. Актер в этот момент чиркал спичкой и получался очень красивый фейерверк. Так вот, все свободные артисты заранее прятались на сцене и подкарауливали Галину Андреевну. И в самый ответственный момент начинали ее щекотать, щипать и пугать. Но ни разу - к чести реквизитора - сцена не была сорвана! - "Расколоть" (то есть рассмешить, выбить из роли - Авт.) друг друга на сцене - святое дело, - вступает в разговор заведующая литературной частью Татьяна Шаликова, - и тут уж актеры стараются кто во что горазд. В спектакле "Ящерица и две стрелы" по сюжету один из героев умирал. В той сцене, где его хоронили, траурная процессия сопровождала катафалк, на котором лежал муляжный труп. Но труп был как живой, Татьяна Шаликова даже боялась мимо него проходить, например. И вот с этим телом постоянно приключались какие-то оказии: то актеры в последнюю секунду зажженную сигаретку ему вставят, и, естественно, траурная процессия вся корчится от хохота, то еще что учудят. Реквизитор, понятно, на режиссерских разносах оказывается крайним... Но любимыми актерскими розыгрышами были и остаются на все времена ситуации, когда по ходу спектакля герои выпивают и закусывают. Эти "съедобные" спектакли в большом фаворе у актерской братии. Но не у реквизиторов, которым на каждый спектакль приходится покупать провизию. Естественно, в бутылки они наливают воду. А уж что происходит с нею впоследствии... Давным-давно шел на сцене ТЮЗа спектакль "Предместье". В нем были заняты совсем тогда еще юные Юрий Ваксман и Петр Рабчевский. И вот прибегает за минуту до спектакля Рабчевский в реквизиторский цех: "Слушай, Андреевна, там что-то закусочки маловато". - "Да что ты, Петя, все, как положено". - "Нет, давай еще чего-нибудь". Ну, Галина Андреевна подрезала колбаски, огурчиков, "зарядила" всю эту закусь куда положено. Спектакль получился очень органичный, ребята были в ударе. И лишь потом оказалось, что у одного осветителя был день рождения, и он залил в бутылку кое-чего покрепче воды. Отпраздновали, что называется, в рабочей обстановке. "Но за все мои 18 лет работы в театре я видела это только однажды", - призналась Галина Андреевна. Лично я думаю, что гораздо чаще. Просто актеры редко признаются. Вообще не только за актерами, но и за мебельщиками нужен глаз да глаз. Реквизиторский. В спектакле "Три мушкетера" мебельщик должен был поставить кресло на движущийся круг так, чтобы, прокрутившись, актер оказывался лицом к зрителю. А поставил наоборот. Игорь Баранов, игравший в том спектакле кардинала Ришелье, садится в кресло и смежает веки - он так к роли готовился. В нужной сцене круг поворачивается, актер открывает глаза, видит перед собой вместо зрителей декорации, закрывает глаза - "не доехал еще" - и сидит дальше. Круг поворачивается второй раз. Та же история. И только на третий раз дошло, что кресло-то неправильно поставлено. После спектакля Игорь Баранов подошел к реквизиторам: "Спасибо, девочки, вы меня так хорошо покатали!". За разговорами незаметно подошло время спектакля. Галина Андреевна убегает на сцену с последней "инквизиторской" проверкой. Прозвенел третий звонок. У заглянувшего в реквизиторский цех главного режиссера ТЮЗа Александра Кузина спрашиваю: - Откуда в театре берется столько реквизита? - А откуда дома берется столько барахла? - невозмутимо ответствует он. - Барахлом становятся ранее нужные и сознательно приобретенные вещи, - формулирую я, тщательно подбирая слова. - Правильно, - соглашается Александр Сергеевич, - а поскольку в театре все вещи нужные и сознательно приобретенные, то они и становятся реквизитом. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.