Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 августа 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/4301/

Человек должен жить, танцуя

рубрика: Культура
Автор: Андрей ПРОВОРОВ

С 24 по 27 августа в Ярославле пройдет седьмой международный фестиваль движения и танца на Волге «Искусство движения». Можно сказать, что его первым гостем стал Александр Гиршон – извест­ный танцор и самый известный танцевально­двигательный терапевт в России. Он уроженец Ярославля, а сейчас живет в Москве. С ним встретился наш корреспондент.


– Александр, каким ветром занесло вас в Ярославль?

– Во­первых, я родился и 35 лет постоянно здесь жил. Во­вторых, именно в Ярославле в конце 80­х мы основали пластический театр «Великая сеть». Хотя по большому счету его можно назвать и студией­лабораторией. Позже здесь же возникла «Студия танцевальной импровизации». Современный танец может быть сложен для понимания. Здесь нет ничего определенного, зрителю не разжевывается, какой смысл имеет каждое движение. По сути, создается пространство, наполнять смыслом которое должен сам зритель. Он включен в процесс, а не является простым потребителем. Это сложно, это необычно, но зато так и рождается настоящее творчество.

– Вы сейчас определяете себя не как танцора, а как танцевально­двигательного терапевта. Что это значит?

– Танец сам по себе, безусловно, интересен, но для меня главное заключается в другом. Целью танцевально­двигательной терапии (ТДТ) является увеличение внутренней и внеш­ней свободы человека через большее понимание себя и своего тела. Самый простой уровень такого понимания есть даже у маленьких детей или у людей с психическими заболеваниями. Остальные находятся на разных ступенях, но чаще всего даже не задумываются об этом.

– И что вы предлагаете?

– Движение может быть праздником, постоянным источником вдохновения или ресурсом, если научиться его точно чувствовать. Через танец можно достичь единство тела и сознания. В жизни какие­то действия кажутся нам привычными, а какие­то совершенно непонятными. Осваивая незнакомое, мы познаем себя, становимся более гармоничными, более уверенными, более раскрепощенными. Ведь мы сами можем выбирать, каким образом отреагировать на внеш­нее действие.

– А как из простого танцора вы «превратились» в танцевально­двигательного терапевта?

– Я уже говорил, что проводил занятия в «Студии танцевальной импровизации». Мы делали там достаточно интересные вещи. И однажды меня пригласили провести мастер­класс на психологической конференции. После конференции ко мне подошли ее участники и предложили сделать тренинг по ТДТ. С этого все и началось. По сути же сменилось только «звание» да акценты несколько по­другому стали расставляться.

– Откуда вообще появилась ТДТ?

– Современный танец находится под очень серьезным влиянием модернизма, в котором главное – содержание конк­ретной личности, принципиальная возможность непосред­ственного выражения человеком своих внутренних проявлений, отход от заданной стилистики. Из этой установки и рождается современная танцевальная терапия.

– А какие еще танцевальные школы сегодня на подъеме?

– Постмодернистская, к примеру. Здесь идет игра с ролями, задаваемыми определенной культурой. В классическом бальном танце принято, что мужчина ведет, а женщина подстраивается. И это непререкаемая норма. Здесь же партнеры меняются ролями, вплоть до того, что женщина осуществляет поддержку мужчины во время прыжков.

– Александр, вы уже очень давно занимаетесь танцами. Вам это все еще интересно? Ведь, по сути, ничего нового не появляется.

– Ну, если бы это было мне неинтересно, я этим бы и не занимался. Безусловно, принципиально нового в танце появляется очень мало, но какие­то оттенки постоянно добавляются. Просто чем больше о движении узнаешь, тем тоньше ощущаешь разницу между разными формами его проявления.

– Танцоры говорят, что походка человека так же индивидуальна, как отпечатки пальцев. Вы можете по походке определить, что и где в теле человека «не так»?

– Главное, чтобы сам человек хотел измениться. Моя же задача при этом – только поддерживать процесс.

– Я знаю, что у вас есть девиз: «Жить, танцуя». Откуда он появился?

– Интересный, кстати, момент. Вообще­то, я даже не знаю, сам я его придумал или взял из какой­то книги. До недавнего времени я считал, что встретил эту фразу в одной статье о Габриэлле Рот, очень известной танцовщице. Но когда я стал специально искать эту фразу, то ничего похожего не нашел. Так что и здесь есть неопределенность...

– И последний вопрос. Что такое успех для вас?

– Во­первых, это, конечно, известность. Например, когда едешь в поезде из Москвы в Киев, а тебя узнает случайный сосед. А во­вторых, как у Марины Цветаевой: «Успех – значит: успеть». Успеть воплотить планы, которые мне интересны и важны. Пока такие планы есть и пока хватает сил и времени их воплощать, человек и живет по­настоящему.