Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 17 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/43055/

В Эрмитаже не хватает Пастухова

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

В Эрмитаже открылась выставка "Гротеск в западноевропейском искусстве XVI - XVII веков". Представленные экспонаты, без сомнения, в явном родстве с настенной живописью, обнаруженной несколько лет назад в Ярославле.


Достаточно сравнить росписи старого дома на углу улиц Пушкина и Собинова и итальянской тарелки 1524 года из эрмитажной коллекции, как станет ясно: ярославские купцы Пастуховы, которым принадлежал этот дом с середины XIX века, или его более ранние владельцы были в курсе модных художественных течений своего времени. Слово "гротеск", оказывается, происходит от древнеримских построек - гротов, обнаруженных при раскопках. Гроты были украшены изображением фантастических животных - гротесков, в свое время они потрясли публику, а потом были забыты на несколько столетий. Художники эпохи Возрождения открыли их заново и просто-таки увлеклись этими чудовищами - страшными и прекрасными одновременно, им отдал дань даже Рафаэль. Ими стали украшать майолику, резную мебель, светильники, письменные приборы. Эпиграфом к эрмитажной выставке выбраны слова Джорджо Вазари: "Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, порожденная природой и фантазией и капризами художников". Изначальное назначение этого вида искусства - украшать стены - постепенно сошло на нет. Монстры, собранные в Эрмитаже, изображены на кожаной обивке, гравированных рыцарских доспехах, лиможских эмалях. Возможно, ярославские чудо-птицы, грифоны и дельфины - последний отзвук подлинного гротеска, стенописного. Происхождение этого дома на углу улиц Пушкина и Собинова точно неведомо. Он известен как "пастуховский", знаменитые ярославские купцы действительно им владели в середине XIX века. Но на плане города 1799 года на этом месте уже обозначен каменный дом. В пользу того, что Пастуховы въехали в перестроенный особняк, свидетельствует обнажившийся сейчас в старой кладке так называемый большемерный кирпич, явный признак того, что по крайней мере часть стен сложена не позднее XVIII века. "Северный край" уже высказывал предположение, что в XVIII веке дом мог принадлежать неизвестному нам ярославскому вельможе, явно просвещенному, не чуждому искусств, занимавшему, судя по местонахождению дома, видное положение в городе. Росписи фриза в виде гротесков - еще одно тому подтверждение. Специалисты Эрмитажа не забыли упомянуть тех, кому принадлежали собранные на выставке предметы: датский король Христиан IV, герцог Гвидобальдо II, герцог Брауншвейгский. Русской фамилии Пастухов или какой-то иной там нет. Дом на углу улиц Пушкина и Собинова, расселенный и поставленный на реставрацию несколько лет назад, фактически разрушается. У департамента культуры, в чьем ведении он находится, таких денег, какие здесь требуются, нет. В свое время художники-реставраторы Василий Федорович Николаев и Виктор Иванович Васин месяцами, в том числе зимой, работали тут бесплатно, спасая и восстанавливая роскошную лепку, расчищая уникальную живопись, которую, подозревая ее античное происхождение, прозвали "помпеанской". На снимках: гротеск эрмитажный (Италия, 1524 г.) и ярославский (вверху).