Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 19 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/43169/

Спины не гнул, прямым ходил

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

На малой сцене театра юного зрителя в эти выходные состоится премьера моноспектакля "Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим".


Слово "моноспектакль" сегодня редко встретишь в репертуарных афишах не только провинциальных, но и столичных театров. Мало кто из артистов, даже будучи заслуженным и народным, отваживается на такой дерзкий и откровенный диалог со зрителем, когда невозможно спрятаться за декорации, поймать удачный посыл партнера и произнести в ответ свою реплику. Ты один выходишь на подмостки, а значит, и успех, и возможный провал обрушиваются только на тебя одного. Заслуженный артист России Виталий Стужев - один из немногих, кто на это решается. И неизменно выходит победителем. В цепкой памяти театралов наверняка сохранилась и другая моноработа Виталия Стужева - "Иуда Искариот", так же как и спектакль о Челлини, поставленный Людмилой Зотовой, актрисой Волковского, режиссером театра "На набережной". Тема, привлекшая внимание авторов (на последнем репетиционном этапе в работу включился и главреж ТЮЗа Александр Кузин), вечна как сама жизнь. Художник - и Бог, власть, деньги. Неравные собеседники ведут диалог в разных плоскостях: первые часто с согбенной спиной и просящей рукой, вторые - вальяжные, с протянутой для поцелуя дланью. - Мы делаем акцент на том, что большинство нас, современных художников, застыли в полупоклонном положении, - говорит режиссер спектакля Людмила Зотова, - а Челлини был прямой. И я искренне надеюсь, что пройдут эти времена и камертон творчества, который звучал для Челлини, будет вновь востребован и услышан. Спектакль не обременен ни декорациями, ни реквизитом. Каркас статуи да бадья с глиной - вот, пожалуй, и все. Но сколь они говорящи в присутствии Виталия Стужева! Скелет будущей скульптуры превращается то в короля Франциска I, то в герцога Казимо Медичи - невольно ловишь себя на ощущении, что и твой собственный позвоночник сгибается с полупоклоне. А бесформенный кусок глины буквально оживает в руках актера (не прошли даром уроки консультанта-скульптора Елены Пасхиной), становясь то макетом для "Персея", то головой самого Челлини, которую вот-вот открутит за дерзкое неповиновение король. Новая работа тюзовцев подталкивает к серьезным размышлениям о времени и о своем месте. То, что у большинства служителей искусства позвоночник под грузом известных обстоятельств прогнулся, - печальная констатация факта. Но как далеко этой выдрессированной столетиями согбенности до вертикального духа Челлини? Ответ на сей вопрос остается за рамками как спектакля, так и нашего повествования. На снимке: момент репетиции - А. Кузин (слева) и Виталий Стужев.