Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 17 января 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/43461/

В Ярославле жил гений

рубрика: Культура
Автор: Александр ТАНЧУК.

Производство красных глиняных изразцов в Ярославле существовало до второй половины XVII века. Украшенные ими храмы не имели себе равных среди других русских городов, кроме Москвы.


Потом секреты производства майолики были забыты. Утраченному искусству русского изразца суждено было возродиться спустя почти триста лет. Сделал это керамист-реставратор Алексей Егоров. Родился он 9 марта 1931 года в Ярославле в семье журналиста. Его отец – тоже Алексей Егоров – работал в «Северном рабочем», какое-то время был редактором. Неточность в тексте газеты, не представляющая особого значения, но с упоминанием фамилии Сталина – и старший Егоров попадает на фронт. С Великой Отечественной войны он не вернулся, пропал без вести. Мать, Александра Меркурьевна, работала технологом на химическом заводе. Она осталась одна с тремя детьми. Подрабатывала, делая очень красивые вещи. Тем и жили. Почувствовав эстетические склонности сына, мама купила ему краски, и Алексей стал ходить в художественную школу при Дворце пионеров. Занятия вел педагог Борис Иванович Ефремов. В пятнадцать лет Алеша поступил в училище при фарфоровом заводе в Песочном под Рыбинском. Там готовили для завода мастеров по росписи фарфора. Два года до армии работал он на предприятии. Служил в армии, а вернувшись, устроился работать в Ярославские реставрационно-производственные мастерские. Выпускали тут тогда в основном черепицу для крыш и плитки для пола. Егоров же ратовал за подлинную научную реставрацию изразца. Ему пришлось уйти из мастерских, но, как оказалось, всего на несколько месяцев: за Егоровым отправили посыльного с просьбой вернуться. Тогда-то он и создал здесь свою творческую команду. Начался большой экспериментальный и производственный плодотворный труд. Алексей Алексеевич много учился, работал над книгами в Ярославском областном архиве. Окончил курсы при Академии архитектуры в Москве, с удовольствием экспериментировал, на практике опробуя то, что находил в литературе. Характеристика его преподавателей была краткой и очень весомой: «За короткое время А. А. Егоров превратился в единственного человека, на таком высоком уровне познавшего тайны керамики». Работал Алексей Алексеевич самозабвенно, порой сутками не выходя из мастерской. Постепенно к мастеру пришли заслуженный успех, довольно широкая известность. Ярославскому керамисту-реставратору неоднократно предлагали переехать в Москву, зазывали в Минск, в Самарканд. А однажды немецкий профессор, будучи в Ярославле, на полном серьезе сделал уже знаменитому мастеру предложение переехать и заняться свободным творчеством в Германии. После этой встречи Егорова вызвали в КГБ. Жил он тогда с семьей в маленькой комнатке коммуналки, а после разговора в КГБ семье мастера выделили маленькую квартиру на «пятерке», обещали открыть музей его работ... Заказы Егорову поступали отовсюду: из Москвы, Астрахани, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Ярославля, Питера, Новгорода, Чернигова... Разумеется, Егоров работал в мастерской не один, его собратья по необычному ремеслу были надежной опорой мастера в самых трудных делах, не боялись многочисленной черновой работы, росли вместе с ним. Это была самая лучшая керамическая реставрационная мастерская в Союзе! Выполняя тяжелую, изнурительную работу в токсичном производстве, Алексей Алексеевич находил силы, желание и время, чтобы заниматься фаянсом, финифтью, писать пейзажи. Делал чудесные расписные доски, пытаясь повторить технологии иконописцев... Принимал участие в выставках «Большая Волга» и «Малая Волга». Замечательной была выставка в 1979 г. в Ленинграде. Вместо двух недель по просьбе зачарованных горожан северной столицы она работала три месяца. В 1980 г. в Митрополичьих палатах Ярославля была смонтирована экспозиция из работ Егорова – предполагалось, что на один год, но работала она целых десять лет. Произведения А. А. Егорова экспонировались на выставке в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Знаменитый виолончелист Ростислав Ростропович, получивший как-то в подарок чудо-керамику, изготовленную Егоровым, в восторге сказал: «У вас в Ярославле живет гений!» Своего рода выставку можно было бы сделать из авторских работ мастера, изготовленных в мастерской Егорова на заказ, подарков российским и зарубежным знаменитостям. Пользовался изделиями его тогдашний руководитель области Ф. И. Лощенков. По его заказу для Валентины Терешковой изготовили в мастерской Егорова керамическую шкатулку, которой первая женщина-космонавт была очарована. Одной из оценок уникального труда ярославского мастера было вручение ему медали ВДНХ в 1977 г. за лучшую модель сувенира. Егоров изготовил тогда миниатюрные копии изразцов XVII века. Тогда же Алексею Алексеевичу Егорову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств». ...Мастера давно уже нет с нами, он ушел из жизни, когда ему исполнилось всего 60 лет. Директор реставрационных мастерских В. Д. Шаульский вспоминает Егорова добрым словом: «Очень положительная и самобытная личность. Великий художник и великий химик... Мог не выходить неделями из мастерской. Сегодня Бухара и Самарканд работают по его технологии... Он дал их мастерам все, чтобы можно было работать. Я всегда чувствовал, что он гений! Смотрю на его изразцы и все больше понимаю их ценность...» О творчестве Егорова и о нем был снят киноролик в советское время. Часто о мастере писали журналы и газеты. Но лучшая память – в учениках и последователях, они продолжают начатое им дело. Однако на Чурилковском кладбище, где похоронен Алексей Алексеевич, на могиле его так и нет подобающего памятника. Она по сути затерялась здесь среди многих. Может, в оставшиеся до 9 марта дни город сможет что-то сделать для человека, возродившего одну из славных страниц истории Ярославля. Фото автора.



Комментарии