Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/43626/

Очеловеченные ангелы

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Самая скандальная за последние годы выставка открылась вчера в Губернаторском доме. Ее автор – Фрэнк Уильямс, русский американец или американский русский (кому как нравится). И то и другое определение имеет право на существование, поскольку Уильямс уже десять лет живет и работает в Москве. «Когда меня спрашивают или когда я сам задумываюсь, почему предпочел остаться здесь, я отвечаю, что причина этому – мой интерес к историческим переменам, происходящим в России. Она для меня – неиссякаемый источник творчества», – говорит художник. Здесь родилась его младшая дочь. На первый вернисаж в Ярославль, состоявшийся в 1997 году, она приехала в годовалом возрасте. На нынешний скульптора и художника сопровождало все семейство: мама, жена и две дочери. Художественный музей уже располагает одной авторской работой – после первой персональной выставки Уильямс специально для Губернаторского сада сделал скульптуру «Жертвоприношение свершилось». В дни открытия парка она вновь займет свое почетное место в экспозиции.


На нынешний вернисаж американец привез серию работ «Ангелы среди нас». Ангелы, я оговариваю это особо, в видении художника не бесплотные духи. И по внешней, и по внутренней сути они максимально приближены к человеку, причем этот человек – женщина. Фрэнк заметил, что у него есть и коллекция ангелов-мужчин, но они слишком глобальны и непригодны для транспортировки, посему нам и досталось лицезрение женской половины этих существ. Они поражают своими кустодиевскими формами, нарочитой чувственностью и неприкрытой эротикой. Судя по комментариям к картинам, ангелы нечужды и человеческих страстей: есть ангелы «отдыхающие», «действительно святые», «с глубоко посаженными глазами», «безумные», «выражающий недовольство» и даже «девственный». Кавычки в данном случае обозначают не причудливый словесный изыск автора, а конкретное название полотен и скульптур. По словам художника, к созданию цикла его подтолкнули военные действия в Югославии. Но он попытался обобщить и эстетизировать свои впечатления – растерзанные жертвы уже были представлены в его творчестве ранее. Ни политического, ни военизированного аспекта в представленном пиршестве плоти я, увы, не нашла. Равно как и «концепции мученичества, бессмертия, вероисповедания и духовного возрождения», усмотренной искусствоведами. Но невооруженным глазом видно, что автор абсолютно свободен от предрассудков и достаточно легко смешивает сюрреализм и поп-арт. Как отметил в коротком спиче профессор Евгений Ермолин, «здесь есть что пережить, есть на что откликнуться душой». Возможно, он и прав. Зритель действительно переживает сильный эмоциональный шок, и какова бы ни была его реакция на увиденное, впечатление будет «долгоиграющим». Может быть, кому-то захочется прийти сюда еще и еще, дабы попытаться проникнуть в подсознание художника, сотворившего столь очеловеченных ангелов. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.