Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/43667/

Мифы и глумления Кацкого стана

рубрика: Культура
Автор: Андрей МИХАЙЛОВ.

В последнее время Угличская районная администрация прилагает все усилия к тому, чтобы превратиться в один из самых привлекательных центров туристического бизнеса в России. Шагом в этом направлении стала презентация новой туристической программы. Организатором выступило муниципальное предприятие "Турцентр", директор которого Ирина Ледовская решила отказаться от шаблонного (и порядком уже надоевшего потребителю) показа стандартного для большинства наших уездных городов набора достопримечательностей: церквей, краеведческих музеев и монастырей.


Возможностей для этого в Угличе предостаточно: это и библиотека русской водки, и музей суеверий (один из первых частных музеев-выставок в нашей области), ну и, конечно, знаменитый "ссыльный" колокол, прогудевший в свое время набат о гибели царевича Дмитрия. Но изюминка программы, призванной прославить Углич на всероссийском туристическом рынке, все-таки не это. Главной достопримечательностью на сей раз должна стать этнографическая аномалия. В 25 километрах от Углича, в селе Мартынове, жители ухитрились сохранить до сих пор обычаи и отголоски верований древнего, финно-угорского (то есть дославянского) населения Северо-Восточной России. Называют они себя кацкарями, а само село знаменито тем, что является неформальной столицей Кацкого стана (то есть района вдоль реки Катки) и не просто так живет, а издает сам-себе-издат-газету "Кацкая летопись". До недавнего времени выходило это периодическое издание в виде этакой стенгазеты, а теперь кацкари освоили и типографский способ размножения печатной продукции. И, надо полагать, тираж "Кацкой летописи" может в ближайшее время начать расти. Ведь как же можно туристу побывать в столь уникальном поселении и не приобрести на память экземпляр-другой местной газеты?! Кроме того, гости смогут в селе Мартынове убедиться, что набор суеверий, представленный в соответствующем музее в Угличе, не из этнографических сборников вычитан, а собран, так сказать, в самой что ни на есть бурнокипящей провинциальной жизни. И узнают заодно, какие, собственно, потусторонние силы имеют исконно славянское происхождение, а какие позаимствованы у прежних обитателей. К примеру, былые обитатели села водили дружбу со змеем-ужом Получато (более известным, как Аспид). Сей популярный среди кацкарей фольклорный персонаж, как пояснила в музее духов и суеверий экскурсовод Дарья Чужая, обеспечивал не только благосостояние для облюбованных им домов, но и пополнение поголовья нечистой силы. Являлся он по ночам одиноким или вдовым особам в образе статного юноши и... Вот только дети от его визитов рождались непременно мертвые. А коли явился младенец на свет незаконнорожденным, мертвым, да еще от такого родителя, то одна ему дорога: мальчику - в лешие, девочке - в кикиморы. Ни в коем случае нельзя было суеверному русскому человеку допускать, чтобы черный петух топтал землю более 7 лет. Потому как семилетний черный петух может снести каменное яйцо, а кикимора спрячет его в навоз - и из него через 7 недель родится тот самый змей, которого земля не держит, а только камень... Но храбрые кацкари русского "змея-аспида" ничуть не боялись, а, наоборот приваживали, изображая на оконных наличниках в компании с духами-рожаницами. А если и боялись кого, то только Белую Кобылицу и старца Чугрея. Кобылица является рано утром из предрассветного тумана - и всяк, кто увидит ее, либо помрет скоро, либо заболеет тяжко. Но происходит такое несчастье крайне редко, поскольку как взойдет над горизонтом Солнце - Белая Корова, так и обратится Белая Кобылица в прах. До следующего утра. С Чугреем сложнее - он присматривает за людьми постоянно, ходит по их следам и норовит душу из тела внезапно вынуть. Но и против него есть испытанное крестьянское средство - топор. Кто с собой топор носит, того Чугрей не тронет. А если и несподручно топор постоянно с собой таскать, то можно просто рубануть им крест-накрест по своим следам - тоже от Чугрея помогает. Потому и сохранился уникальный (опять уникальный!) кацкий герб - на белом круге два перекрещенных топора - рабочий и боевой, а над ними - православный крест. Так и жили кацкари столетиями - уважая Белую Корову и строя церковь Николы на топорах... Неповторимый мартыновский колорит сохранился, по признанию главы Угличского МО Элеоноры Шереметьевой, не в последнюю очередь "благодаря" ставшему уже притчей во языцех российскому бездорожью. Но с 80-х годов дело с дорогами подналадилось, да и запустела Кацкая волость со времен коллективизации - от былых 25 тысяч жителей осталось в ней не более 2200. Почти все старики, с которыми беседовал главный собиратель кацкого фольклора и диалекта Сергей Темняткин, теперь уже померли. Когда Мартыново станет туристической Меккой (что вполне возможно - как раз в конце мая в Угличе открывается гостиница в Торговых рядах), то кацкое своеобразие только выиграет, если будет кому гостеприимно сказать гляженным (то есть пришедшим поглазеть туристам) людям: "Просим к столу, гости наши мазистые, кипятошник уже наживо пырхает!" (Просим к столу, гости дорогие, самовар уже вовсю кипит!).