Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 августа 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/4394/

Бедные, но честные

рубрика: Культура
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ

В Большесельском краеведческом музее даже не мечтают, что когда­нибудь в их распоряжении окажется хотя бы мизерная часть сумм, которыми ворочают столичные музеи. Нет. Все очень просто. В этом году им дали пятьдесят тысяч рублей на установку пожарной сигнализации. Слава богу, иначе закрыли бы, нынче у пожарных очень строго на этот счет. И шесть тысяч рублей выделил районный бюджет. На них собираются приобрести рамы для картин. Ведь их в хранилище 120. И у большинства нет рам. А это необходимо, потому что картины просят для выставок. Недавно вот повезли восемь работ местных художников в Ярославль. Среди них несколько полотен грустного певца Юхотского края Николая Курундакова.


Тайну спецсчета директор Светлана Александровна Воробьева (на снимке) постеснялась раскрыть, а мы постеснялись спросить. Ведь спецсчет – это сборы за входные билеты. Пятнадцать рублей со взрослого и десять за ребенка. Еще недавно было соответственно по десять и пять рублей. А паломничества особого сюда нет, лишь иногда по воле руководителя какой­нибудь туристической группы остановится автобус на полпути между Угличем и Ярославлем.

Меж тем деньги нужны. И не только на обрамление картин. В музее от жука­шашеля страдают деревянные экспонаты. Их бы обработать какими­нибудь препаратами, но небольшому краеведческому музею и право такое не дано, и средств нет, чтобы оплатить работу специалистов­реставраторов. Опять же, слава богу, нашлись добрые люди, пообещали материальную помощь в ремонте. Вот и решили большесельские музейщики одновременно с покраской­побелкой упорядочить экспозицию. Раньше здесь все экспонаты находились в единственном зале и тематическая граница между ними была практически условной. После ремонтных работ зал поделят перегородки. Появятся экспозиции «Купечество Юхотского края», «Крестьянская изба», зал с предметами из снаряжения ямщиков – дугами, хомутами, бубенцами, фонарями и пр. Из­за тесноты – музею предоставлен лишь второй этаж музыкальной школы – многие предметы старины занимают неподобающее им положение. Смешно сказать, мы даже не узнали соху в двух расходящихся углом дрынах. Ее как бы вверх ногами поставили – нет места. Некоторые экспонаты не видят света годами. Зимой фонды пополнились еще на 150 единиц – покойный Иван Иванович Рыжов, местный житель, передал их в дар музею. Специально для того, чтобы показать их, организовали выставку «Совкинская старина». Удалось – также благодаря временной выставке – ознакомить посетителей с богатой коллекцией женской одежды разных эпох – от платья с горжеткой для мадам, жившей в девятнадцатом веке, до сугубо пролетарских женских кофточек 50­х годов. На «Дамских штучках» выставили также наряды большесельских купчих и мещанок: блузы, юбки, перчатки, манишки. Современные девицы на выставке с восторгом примеряли корсеты, утягивая талии до осиных размеров. Ждет своей поры домашний ткацкий станок – пока он хранится в разобранном виде, а вскоре займет место на экспозиции «Крестьянская изба». Здесь же покажут весь процесс ткачества в старину: от выращивания льна, его обработки до прядения и так далее.

Сотрудники очень активно работают со школами, оздоровительными лагерями. Бывает, прямо на улице организуют посиделки с чаепитием за старинным угольным самоваром. За столом заодно рассказывают о делах минувших лет, о красавице Параше Жемчуговой – графине Шереметевой, о мест­ном поэте­священнике, сострадавшем простому народу, Александре Державине. Для здешних краеведов размеры украденного из Эрмитажа – просто фантастика. Все это где­то далеко, не от сего теплого, полусемейного мира. Светлана Александровна ходит среди сдвинутых в беспорядке столов, оставленных рабочими инструментов, ветоши, радуется ремонту и хвастает:

– Планы у нас грандиозные. Летом ездили в одну заброшенную, нежилую деревню. Кто­то уже успел побить окна, разворотить двери. Наследников, видимо, нет. Попалась абонентская книжка – последний раз за свет платили в 1989 году. Так там такие интересные горки, шкафы, столы...