Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 02 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44153/

В ожидании хозяйки

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Вернисаж


...Жила­была в центре современного искусства «Арс­Форум» кукла Арсиноя. Точнее, даже не кукла – изящный манекен почти в человеческий рост. Арсиноя эта – не просто экспонат, числящийся под вполне конкретным инвентарным номером, она – душа центра, муза, сотрудница, если хотите. Ибо ни одна выставка не обходится в «Арс­Форуме» без ее участия. И вот, заглянув на днях в центр, я с удивлением увидела, что Арсиноя обзавелась компанией подружек. Хотя официально этот кукольный бомонд называется весьма скучно – первая в Ярославле выставка авторской игрушки, на самом деле это не что иное, как экскурсия в детство (с одной стороны) и выход на более высокий виток в понимании современного искусства (с другой). Ведь ни для кого не секрет, что создание и коллекционирование авторских кукол во всем мире сейчас переживает небывалый взлет. Достаточно вспомнить неизменный ажиотаж в одной из самых известных кукольных арт­галерей имени Вахтангова в Москве. Не говоря уже о том, что каждая кукла, сотворенная в единственном экземпляре, является чудом сама по себе, цены в каталогах на эти чудеса столь же «чудесные» (от тысячи долларов). Дама с вуалью, дама приятная во всех отношениях, Кармен, блоковская Незнакомка... Чудесные миниатюрные куклы, рожденные руками Ирины Фокиной, Кати Тарасовой, Анны Волосатовой и Тани Милениной, посматривают на посетителей из­под пушистых ресниц. Золотые кудри, кокетливо оттопыренный мизинчик изящной ручки, кружевные зонтики, крошечные башмачки, увенчанные микроскопическими бантиками... Понимая всю их несерьезность (ибо можно ли рассмотреть серьез в куклах, с которыми уж и забыла, как обращаться), умиляешься и не можешь наглядеться. Ловишь себя на неуместном (или уместном?) сюсюканье: «Боже, какая прелесть!» Авторы этих творений – юрист, инженер и врач – встретились в изостудии Дворца культуры имени Добрынина. Не будучи профессионалами, они уже несколько лет все свое свободное время посвящают созданию кукол. Татьяна Миленина свою первую игрушку сделала чуть более двух лет назад. Считает, что кукла не должна оставаться у мастера и лучшая ее судьба – быть подаренной. Анна Волосатова (автор всех кукольных дуэтов) искренне уверена в том, что кукол нужно непременно создавать парами, чтобы им было не скучно жить в этом чужом и непонятном взрослом мире. Создавая игрушки, художницы открывают для себя и для зрителя целый мир, в котором поэтично сплетаются игра и кропотливая работа. И музами на этом поприще им служат и старинные модные журналы, и персонажи детских сказок, и песенки Вертинского... Конечно, каждая из экспонируемых барышень неприкосновенна. Да и вряд ли кому­нибудь в голову придет усадить эдакую красотку за «обеденный стол» и щедро накормить ее «кашей». Они созданы для счастья, и никакое иное, утилитарное, предназначение им не уготовано. – Мы можем сколько угодно спорить о роли и месте автор­ской игрушки, – говорит директор центра и куратор выставки Татьяна Кравчук, – брюзгливо называя ее дорогой игрушкой для взрослых и восторженно­подлинным произведением искусства, видеть в ней удачное дизайнерское решение или путешествовать вместе с ней по тропинкам фантазий. Мы можем никогда не расставаться с проблемами, удачами и потерями нашей взрослой и серьезной – не до игр! – жизни. Но однажды нам приснится кукла...