Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 03 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44169/

Открыться вдруг свободным проявленьем...

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

театральная школа


Четвертого июня в Ярославском театральном институте – праздник. Вручение дипломов. Традиционный капустник. Выпускной бал. Выпуск почти совпал с недавно завершившимся фестивалем дипломных спектаклей театральных школ России. Возможность видеть друг друга, учиться друг у друга, взаимодействовать в диалоге идискуссии. На фестивале решались вопросы о границах современной театральной системы, в которой можно воспитывать учеников, о жизнеспособности русской театральной традиции, о способности классики на сцене к саморазвитию с помощью накопленного сценического опыта. Следом за фестивалем прошла неделя и наших дипломных спектаклей – кукольных и драматических. В театральном еще живут «снами» о фестивале. О лучших его спектаклях. И впрямь – два «золотых» Островских: «Правда – хорошо, а счастье лучше» Александринского курса из Петербурга (руководитель – народный артист России Сергей Паршин) и «Поздняя любовь» (мастерская Сергея Женовача), «Ромео и Джульетта» из Башкирии, спектакль, завоевавший 7 дипломов и призов фестиваля! Екатеринбургский «Бег» Булгакова, на который педагоги отважились, несмотря на трудности, ожидавшие их на пути. И щукинцы, которые, по сути, открывали фестиваль со спектаклем «Кони привередливые». На первом же спектакле выткался и проявился его нерв, его болевое начало. Что сегодня играют молодые актеры? Архетип российский – это душевность и наличие святынь. Что такое человек, лишенный духовных ценностей? Пустой, отчаявшийся, способный на страшное. Шукшинские чудики и чудаки – не звери, но уголовники, зэки, маргиналы, выброшенные за границу жизни, за решетку, оттого что взбунтовалась душа. Душа, у которой отняли святость и опору. «Вдоль дороги – лес густой / С бабами­ягами, /А в конце дороги той – /плаха с топорами». Степка, которому отсидеть осталось за какую­то мелочную драку месяц или полтора, бежит вместе с отпетыми уголовниками, бежит, чтобы повидать мать и отца, глухонемую сестренку, а потом можно и опять в отсидку. Предел... Сураз, увидевший небывалой красоты женщину, перевернувшую все его представления о мире, обожествляет ее. Деревянные некрашеные столы, грубость инструмента в дряхлых руках отца, закаменевшая мать, не верящая своему счастью. Встреча с дружками, и такая тоска – глядеть не наглядеться, разлука и расставание... Говорят, что в нашем обществе в массовом масштабе все­таки развивается болезнь аномия (не анемия!) – отсут­ствие ценностей. Так ли это? Спектакль театрального института имени Бориса Щукина (школа Вахтанговского театра) показал, что ценности у молодого поколения есть. Весь спектакль – раздумья о России, русском характере, трагическом, но сильном человеке. Что вспоминает сегодня мастер выпускного драматического курса ЯГТИ, его художественный руководитель, заслуженный артист России Сергей Куценко? Вступительные экзамены, трудный путь этого курса. Главное для педагога – почувствовать задатки студента и помочь ему развить их. Природу талантливости обнаружить сложно. Она проявляется не сразу. Главное – обрести ученика. Куценко пытается увидеть, угадать личность. Есть старый классический репертуар, который воспринимается в свете привычной интерпретации. Куценко – враг рутины. Он ориентирует студентов на антрепризный театр, в котором, скорее всего, они окажутся после вуза. Как им жить? Председатель государственной аттестационной комиссии, народный артист России Анатолий Абдуллаев уверен, что ориентация верная. Студенты чувствуют себя легко и уверенно и в водевиле, и в фантастическом гротеске («Дураки» Нила Саймона), и в современной пьесе. Молодым вряд ли доверят сразу Гамлета или Катерину в «Грозе», а вот антреприза... Во всем ли прав уважаемый председатель? Когда­то детский писатель Виктор Драгунский писал о «рыжих» героях – клоунах, мальчишках, «непохожих» и странных людях. Рыжесть – это не харизма, рыжесть – это личное и неповторимое начало. Рыжая девочка Соня, героиня пьесы Ксении Драгунской, достойной наследницы своего отца, предпочитает жить, как Карлсон, на крыше. Только у нее нет крыльев, хотя она и мечтает летать. Соню играет нежная и трепетная Оля Казакова, легкая и влюбленная в жизнь. За границами спектакля и характера остаются ее ожесточение и ненависть к людям, заданные самой пьесой. Куценко словно бы ограждает своих учеников и их героев от чернушной стороны жизни, уводя их в мир мечтаний и грез. Крыша – это целый мир для героев. Но на крыше и в руках романтической девочки возникает автомат Калашникова. Стоп! Реалии наших дней... Причины заданы, но не объяснены и не вскрыты. Мягкий, столь же нежный, как и Соня, юный Егор автомат отбирает. И наступает хеппи­энд. Добрая, красивая сказка. В душе чуточку светлеет. Но пробелы в спектакле остаются. Легко, непринужденно и весело существуют вчерашние студенты, нынешние актеры в водевиле. Водевильный простак, сыгранный Сергеем Кузмано­вым, напоминал Хлестакова – обаятелен, несколько наивен, но карту свою ловит вовремя. Сумел вскружить голову трем очаровательным красоткам. И потому – не герой, а актер Кузманов – к тому же ярославец – приглашен в Ярославский ТЮЗ. Сразу восемь человек приглашены в Белгородский драматический театр, где уже собралась компания ярославских питомцев. В Белгороде нашу театральную школу ценят. И молодым уже приготовили жилье, сняв сразу все вопросы. Осталось лишь заниматься творчеством. Нам бы так! Но ярославским театрам остается ждать, когда же опыт Белгорода и других городов России придет к нам, когда поймут в нашем городе, что строительство театра начинается с создания сильной труппы, сильной команды игроков. Игроки должны играть, о жилье позаботится город. – Выпуск удачный, – подводит итоги председатель ГАК. – У ребят впереди – большая жизнь в искусстве. Однако стоит все­таки сказать, что на обсуждении дипломных спектаклей комиссией и кафедрой были высказаны пожелания – не забывать о классике. В прошлом году был замечательный Чехов – «Вишневый сад». Это «тема о России» – вечный наш отечественный сюжет. Он и учит, и воспитывает, и дает перспективу.