Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 08 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44233/

Счастливые семерки Артура Эйзена

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

На вступительном прослушивании в Гнесинское училище абитуриент Эйзен пел арию Мельника из оперы «Русалка». В финале для пущей выразительности юный бас от полноты душевной хлопнул кулаком по крышке рояля.


– Хорошо поете, – заметила председатель приемной комиссии Елена Фабиановна Гнесина. – Только зачем же рояль-то ломать? Случился такой курьез в жизни знаменитого баса Артура Эйзена, ставшего в эти дни гостем нашего города. Приехал по приглашению ярославских друзей и поклонников на свое 77-летие. Давний блицурок мастерства, прирожденный артист Эйзен, успевший окончить к тому времени Щукинское училище, не забывает по сей день. По крайней мере не преминул вспомнить о нем во вчерашней беседе с нашим корреспондентом. – Суть того напутствия великой Гнесиной, – уточнил он, – я вывел для себя простыми словами: дескать, играй, играй, лицедей, да не заигрывайся. Вообще-то сжатый кулак – совсем не в характере этого компанейского и добросердечного человека. О его бесконфликтном нраве за кулисами ходят легенды. «Звездные войны», время от времени потрясавшие стены главного театра страны, обошли нашего собеседника стороной. Дружба двух басов, исполнителей одних и тех же партий Эйзена и Ведерникова (вместе ездят в отпуск на охоту и на рыбалку) начисто опровергает расхожую молву о том, что такого быть не может, потому что не может быть никогда. Есть у Артура Артуровича личная эмблема – сизокрылый голубок-миротворец. Оставляет его иногда поклонникам вместо автографа. Эйзен играл самодержцев и бродяг, чертей и монахов, древних жрецов и комиссара полка времен Великой Отечественной войны. У режиссеров с ним никогда не было никаких проблем. Считалось, что этот заядлый лицедей сыграет кого угодно, хоть Бабу Ягу. Конечно, ему было не все равно, что играть. Эйзена всегда привлекали сильные характеры, но не вообще сильные, а с секретом. Открывал он те секреты одним безотказным ключом. Перво-наперво задавался вопросом, а как у его героя обстоят дела с совестью. Всю жизнь доводил до ума роль Бориса Годунова, человека, способного страдать, даже не будучи виновным. А первым звездным часом Эйзена был шумный дебют в «Севильском цирюльнике», когда на сцене Большого появился его бесподобный дон Базилио – персона с безразмерной совестью. Про дебют артист вспомнил даже и без всякой просьбы. Однажды ему, солисту ансамбля песни и пляски Советской армии, позвонил сам директор Большого театра композитор Михаил Чулаки. – Не хочешь к нам? – поинтересовался директор почти по-свойски. – Плох, Михаил Иванович, тот солдат, который не хочет стать генералом, – не растерялся певец. – Только вот... – Что «только вот...»? – Возьмете, обнадежите, а через год укажете на дверь. – Есть для тебя дебют – дон Базилио. – У меня как раз в консерватории это была дипломная работа. – Ну вот видишь, выходит, сама судьба улыбнулась тебе. После дебюта Эйзена перевели из ансамбля в труппу Большого сразу в солисты – как редчайшее исключение, минуя стажерскую группу. Сегодня в зале «Классика» музея-заповедника Артур Эйзен отметит, как он пошутил, «две свои счастливые семерки». Почему именно в Ярославле? Сие нам популярно растолковал его старый друг и автор идеи – руководитель ансамбля «Серпантин», заслуженный артист России Анатолий Колбешин. Интрига тут несложная. Пару лет назад 75-летие одного из лучших российских басов ХХ века было отмечено на подмостках Большого спектаклем «Хованщина» с участием именинника. Но настоящего праздника, достойного артиста с мировым именем и личности выдающейся, на взгляд его друга, в тот вечер не получилось. Не на шутку задетый за живое Колбешин и предложил вскорости «наверстать упущенное» на Ярославской земле. Почетный гость не собирается отсиживаться в качестве «свадебного генерала». Не устраивает его и роль виновника торжества, сосредоточенного исключительно на приеме подарков и поздравлений. Вместе с ансамблем Колбешина подготовил он концертную программу для Ярославля, Рыбинска и Углича из номеров, звучавших в его исполнении по всему белому свету. Будут и «сюрпризы от Эйзена». Один из них он читателям «Северного края» раскрыл. Текст старинного романса неизвестного автора «Не уходи, побудь со мною» прозвучит в авторском варианте. «Не уходи, побудь со мною, еще минуту подари. Ты появилась предо мною как лучик утренней зари». Эти строки Артур Артурович посвятил супруге и соученице по Щукинскому училищу Тамаре Александровне, уроженке Верхней Волги, спутнице по этому путешествию в ее родные края.