Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44282/

Как приволжане в кино снимались

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

«Сдвой ряды, снимаем сцену в бане! Гражданин, не щурьте левый глаз. Между прочим, на большом экране все равно не будет в кадре вас» – так иронично пропел­описал таинственный иманящий процесс киносъемки известный бард (сам, к слову, неплохой актер) Леонид Сергеев. Как на самом деле снимается кино, довелось понаблюдать намедни корреспондентам «Северного края».


...О том, что журналисты приедут на съемочную площадку, знали все официальные лица, которым положено это знать: и директор картины, и администратор, и даже второй режиссер. Заочно, по телефону, клялись в любви к местной прессе и обещали рассказать все как на духу. И что бы вы думали? Ничуть не бывало. Встретили вежливо, раскланялись, пообещали всяческое содействие, но вот о том, что за фильм, кто снимается, как снимается и прочие закадровые вкусности – «ни­ни, нам продюсер не велел. Что сами увидите, услышите, то и можете сообщить своим читателям». «Не дают щенку награды (в том смысле, что журналисту – информации) – и не надо». Сами все узнаем. Как не таились москвичи, уже через пять минут нам удалось их рассекретить. Итак, в Ярославле начались съемки 12серийной ленты «Искушение Титаника». Это ироническая криминальная драма, продолжение известного телесериала «Возвращение Титаника» о работе спецагента УБОПа по кличке Титаник. Снимает ленту кинокомпания «Ракурс» киностудии имени Горького по заказу Российского телевидения (показывать, стало быть, будут по РТР). Режиссер сериала Сергей Виноградов. Задействованы ведущие актеры театра и кино – народные артисты России Лев Прыгунов и Лев Дуров, заслуженные артисты России Игорь Гузун (он как раз и исполняет роль Титаника) и Валентин Смирнитский, Елена Кондулайнен. В более чем восьмидесяти ролях снимаются актеры ярославских театров. Продлятся съемки до 10 сентября. – Подготовительный этап занял целый месяц, – рассказал нам главный консультант фильма Виктор Высоцкий, – кое­что будет сниматься в колонии № 1, но в основном декорациями для фильма станет сам город. Чем Ярославль интересен? Да тем, что у вас есть все: старый город, новый, район 50­х годов – все это знаковые места. ...Девятый день съемок проходил на Суздалке, на улице 1­я Приволжская, дом 10. Говорю об этом так подробно потому, что до сих пор остается непонятным, как столичные гости умудрились найти такую натуру, если даже водитель такси изумленно повертел головой «Где эта улица? Где этот дом?» и попросил по громкой связи «помощи зала» (других водителей). А уж до какой степени потряс жителей Приволжской улицы сам факт попадания их полуразвалившегося дома в кадр – ни в сказке сказать, ни пером описать. Хотя о том, что именно в этом районе будет сниматься кино, все приволжане от мала до велика были проинформированы. – Вчера весь день прождали, даже отгулы на работе брали, – говорит жительница неожиданно прославившегося дома Елена Крюкова, – и сегодня с утра как на иголках. – Нарушили съемки привычный ход жизни? – интересуюсь. – Ведь домой­то не попасть. – Да вы что! Нас туда и не загнать! Ведь раз в жизни такое можно увидеть – настоящее кино, известные актеры, и все это в твоем дворе, который знаешь как облупленный. Хоть на собственный подъезд по­новому посмотрели. Мы сколько лет добиваемся сноса этого дома, а тут киношники приходят и заявляют: «Это не подъезд – это шедевр!» Так что мы теперь с соседями решили другого добиваться – пусть этот дом оставят как историческую ценность и табличку на него повесят – «Здесь снимался фильм «Искушение Титаника». Почти все местные жители примерили в эти дни на себя профессию киноактера. Моя новая знакомая Елена Крюкова тоже снялась в эпизоде. – И дочь снялась, и муж, и даже наша старая машина «Победа». Да вот она стоит, сами посмотрите. Только сын в кадр не попал. ЧетырнадцатилетняяНа­та­ша Крюкова, как профессиональный оператор, дублирует процесс киносъемки на любительскую камеру – на память. Охотно делится впечатлениями: – У меня маленькая роль. В фильме я у сестренки отняла деньги, а она за мной гонится и кричит: «Я пожалуюсь маме!» Очень жалко, что у меня слов нет. – А как ты попала в актрисы? – Очень просто. Ко мне подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Кто же от такого откажется! Тем более что я в театральный собираюсь поступать. Всерьез теперь задумываются об актерской карьере и подруги Наташи, Катя Красавина и Кристина Ермолина. Кристина играет ту самую сестренку, у которой коварная Наташа по сценарию отняла деньги. Поскольку у нее роль со словами, держится со старшими подругами снисходительно. Первый опыт работы в кино показался ей очень заманчивым и привлекательным. – Сниматься оказалось совсем нетрудно и очень интересно. Я теперь тоже в актрисы пойду, как Катя с Наташей. Местные жители – и «актеры», и сочувствующие – выглядели на съемках как заправские журналисты: все вооружились ручками­блокнотами (чтобы собирать автографы) и обвешались фотоаппаратами (чтобы увековечить свой светлый образ в компании с известными людьми). От общей суматохи и негаданного попадания в заэкранный мир в головах у них все несколько перемешалось – как я ни убеждала их, что к данному фильму не имею никакого отношения, все равно упросили сфотографироваться на память в их компании – «когда еще живого журналиста увидим?». Девочки же клятвенно меня заверили, что если не попадут в актрисы, то точно пойдут в журналистки, тем более что у них есть своя школьная газета, и про участие в съемках они туда тоже статью напишут. ...Сам процесс съемок для непосвященного выглядел достаточно хаотично. Несколько длинноногих мальчиков с ужасно деловым видом мотаются по площадке, то поправляя софиты, то передвигая экраны, то протягивая шнуры непонятного назначения. На каждом майка с надписью, поясняющей, кто он такой. Например, «осветитель». И комментарий­слоган: «Хорошо там, где нас нет. Вы сомневаетесь? Тогда мы идем к вам». Но вот все нужные шнуры протянуты, и софиты повернуты как надо, ненужные ротозеи удалены с площадки, можно снимать... «Мне не видно ухо у героя. Дайте, дайте ухо мне анфас! Черт возьми, откуда эти трое? Стоп, снимаем снова, в пятый раз!» – так прокомментировал бы эту ситуацию вышеупомянутый бард Леонид Сергеев. – Приготовиться к съемке! – кричит режиссер Сергей Виноградов. Второй режиссер Виктор тут же, очевидно, далеко не в первый раз напоминает уже знакомым нам девочкам, как именно надо бежать и что конкретно надо кричать. Девушка с хлопушкой бормочет нечто понятное только оператору, из прославившегося подъезда появляется один из персонажей. Как­то совершенно по­свойски, не по­киношному тащит вещи, говорит едва слышно что­то провожающей его женщине (она в течение всего нашего пребывания на площадке на удивление статично маячила в окне) и... – Стоп! Снято. Приготовились к следующему эпизоду. Как? Уже? А где же таинственность кинопроцесса, где флер грядущей известности, когда именно тебя будут узнавать на улицах и толкать приятеля в бок: «Смотри­смотри, это она снималась в «Титанике»? На самом деле весь кинопроцесс есть не что иное, как простой (ну, или не очень простой) набор операций, следующих друг за другом в определенном порядке. Как на заводе. ...Съемки следующего эпизода пришлось отложить из­за коварства погоды – вот­вот намеревался хлынуть дождь. (Как тут не вспомнить финал сергеевской песни, когда невозмутимый оператор заявляет: «Вы можете орать тут хоть до ночи, а пленку я давно истратил всю».) Тем более обед привезли, а это, сами понимаете, дело святое. Чтоб не терять времени, администратор площадки Андрей быстренько набросал ведомость и тут же, не отвлекаясь от пиццы, стал выдавать занятым в массовке местным жителям законно заработанные деньги. – Почем платят? – По сто рублей, – смущаясь, ответила за всех Катя Красавина. – Мы ведь начинающие... Настоящим артистам, конечно же, платят больше. Оставалось только пообещать, что, когда Катя выучится на актрису и станет знаменитой, я непременно приеду брать у нее интервью и еще буду гордиться тем, что стала свидетельницей начала ее большого кинематографического пути. ...А непонятная молчаливость участников съемочной группы в отношении хотя бы содержания снимаемой ленты прояснилась совершенно неожиданно. Похоже, никто просто­напросто не читал сценарий! Ни осветитель Саша, ни уже отснявшийся в своем эпизоде ярославский актер Александр Чмелев (он уверен, что это фильм «про любовь»), ни администратор Андрей (этот настаивал на том, что фильм «напоминает детектив»). Про что фильм, наверняка знает только режиссер Сергей Виноградов. Но ему «продюсер говорить не велит».