Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 января 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44355/

Через стенку с академиками

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Гроздьями рябины по снегу рассыпается "Светлый радостный сон" двенадцатилетней Маши Кравцовой. Ежится от холода облетевшее дерево на рисунке Машиного сверстника Ильи Ганузина "Холоднаяосень". Как модницы на примерке, красуются перед нами разноцветные бутылки на натюрморте восьмилетней Кати Широковой. Все эти чудеса - с открывшейся в Ярославском художественном музее выставки"Мы разговариваем кистью" городского центра анимации"Перспектива". Своим завидным умением оживлять на экране буквально все, что попадается под руку - от столовой соли до текста Всеобщей декларации прав человека, - эти любимцы читателей "Северного края"славятся давно. Причем кинокарьеру многие из них начинали еще до того, как выучили алфавит, но уже овладев искусством"разговаривать" с карандашом и кистью в руках.


Выставка показывает, как далеко они в этом искусстве продвинулись, занимаясь в новой студии "Перспективы" - мастерской профессионального живописца, воспитанницы питерской педакадемии Натальи Болотцевой, дочери известного ярославского искусствоведа. Не стоит гадать, что сказали бы о невиданном в их времена методе живописи "от пятна" русские академики Евграф Сорокини Карл Брюллов, чьи картины вывешены за стеной в парадном зале ЯХМ. Но ни ученики Маргариты Нагибиной и Натальи Болотцевой, ни даже сами их наставники, кажется, не испытывают от подобного соседства никаких комплексов. Нами не исследован деликатный вопрос, насколько всем им придает уверенности имя Ирины Болотцевой с его непререкаемым авторитетом в этих стенах. Но то, что "разговаривают" ребята с кистью в руке без всяких оглядок на авторитеты и, главное, вовсе не о пустяках, и так видно. Белый лист оживляют они бесстрашно и вдохновенно, успевая передать мимолетные впечатления и оттенки чувств от того, о чем, возможно, они и словами то пока что сказать не умеют. Бетховенская "Лунная соната" на рисунке одиннадцатилетней Юли Ильянок вся клубится цветными пятнами. Иоганн Себастьян Бах у Юлиной ровесницы Вероники Щербаковой - весь черно-белый, партия скрипки из его "Гавота и рондо" струится и завивается в пустоте, будто нескончаемая лента. Вероника и другая звезда мастерской Илья Ганузин любят пофилософствовать над листом бумаги. Написанный Ильей черной тушью "Мой внутренний мир, когда я собран" похож на стрелу автотрассы, уходящей к горизонту. От бесконечности на рисунке Вероники хочется зажмуриться -мерцающими перьями света она, бесконечность, летит прямо на нас из глубин Вселенной...На вернисаже все было по-домашнему. Авторы и их болельщики смачно хрупали конфетами и кукурузными палочками. Усевшись на расстеленном специально к их приходу ковре, они будто завороженные смотрели старые и новые мультики "Перспективы". Как сказала директор художественного музея Надежда Петрова, этой выставкой открывается здесь фестиваль детского творчества. А сама "Перспектива" снова собирается в путь. Сорокаминутную программу избранного за три года ярославцы на неделе везут в Болгарию - на первый международный фестиваль детского кино "Волшебный фонарь".